НОВОСТИ ЖКХ

Надо усилить ответственность жилинспекций и органов власти за некачественные услуги ЖКХ населению

Источник: ОНФ


Главной целью введения механизма лицензирования управляющих компаний (УК) в сфере ЖКХ было намерение повысить качество предоставляемых ими услуг и забота о гражданах. В соответствии с Федеральным закон №255-ФЗ от 21.07.2014 все компании, осуществляющие управление многоквартирными домами, к 1 мая 2015 г. должны были подтвердить право на осуществление своей деятельности, получив соответствующую лицензию.


Как и следовало ожидать, лицензии удалось получить далеко не всем. По предварительным данным Минстроя РФ, не прошли лицензирование порядка 13% управляющих компаний. Что логично – инструмент лицензирования как раз и предполагает отсев тех, кто не способен оказывать населению качественные жилищно-коммунальные услуги.


Но тут возникает вопрос. Кто должен будет отвечать, например, за вывоз мусора или производить ремонт разрушенной ступеньки лестничного пролета в подъезде, если управляющая компания, в чьи обязанности это входило, не прошла лицензионную комиссию?


Суммируя информацию, поступающую от экспертов Центра «Народная экспертиза» ОНФ на местах и регулярно публикуемую в центральных и региональных СМИ, можно сделать следующий вывод. Органы исполнительной власти на местах, отвечающие за обеспечение прав и законных интересов граждан при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, оказались совершенно не готовы к новым правилам работы. В результате из ряда регионов поступают тревожные сигналы – большое количество многоквартирных домов осталось без управляющих компаний, при этом еще и на неопределенное время. Например, во Владимирской и Волгоградской областях – более 2 тыс. домов, столько же в Томске, свыше 800 – Хабаровском крае, 641 – на Ставрополье, 300 – в Курске, мы знаем о подобных проблемах и в других регионах. А процедура, предваряющая заключение договора на управление многоквартирным домом с уже лицензированной УК, может растянуться на полтора – два месяца.


Хуже то, что на поверку жители зачастую могут и не знать, что их УК лишилась лицензии. Хотя уведомить их об этом обязан орган местного самоуправления. По Федеральному закону №255-ФЗ от 21.07.2014, закрепившему некоторые изменения в ряд законодательных актов, в том числе и в Жилищный кодекс, в случае если до 1 апреля 2015 г. управляющая компания не обратилась с заявлением о предоставлении лицензии или ей было отказано в ней, орган местного самоуправления обязан в установленном порядке уведомить об этом собственников жилья многоквартирного дома. Более того, в 15-дневный срок он же обязан созвать собрание жильцов многоквартирного дома, чтобы решить вопрос о выборе способа управления домом.


Таким образом, у муниципалитетов было предостаточно времени, чтобы известить всех граждан о надвигающихся переменах и необходимости принять решение, кто будет управлять домом.


Тут вот что интересно. Если жильцы так и не смогли определиться в этом вопросе, орган муниципальной власти имеет право провести открытый конкурс на «замещение вакантной должности» управляющей домом компании. Но одно дело конкурс. А вот назначить временную УК для многоквартирных домов, если прежняя не получила лицензию, муниципалитет не может. Нет у него таких полномочий по закону №131-ФЗ о принципах организации органов местного самоуправления.


Тем не менее то ли пользуясь юридической неграмотностью граждан, то ли в силу собственной неосведомленности местные органы самоуправления кое-где действуют именно так. Яркий пример: Тульская область, где без лицензии остались управляющие компании 2127 домов (примерно 20% от общего числа многоквартирных домов в регионе). Может быть, и из добрых побуждений, чтобы дома не стояли «бесхозными», администрация г. Тулы своим постановлением передала все эти дома во временное управление местного муниципального унитарного предприятия (МУП). Известно, что учредителем МУП всегда выступает орган местного самоуправления, то есть районная, городская или сельская администрация. В данном случае в этой роли выступает соответственно администрация г. Тулы.


Помимо всего прочего здесь еще, похоже, нарушено и антимонопольное законодательство. Но общий вывод напрашивается такой: планы по лицензированию управляющих компаний не были должным образом проработаны, чтобы обеспечить бесперебойную работу жилищного сектора. Это создает почву для всякого рода злоупотреблений. А значит, нельзя исключать того, что кто-то использует момент для передела рынка услуг по управлению многоквартирным жилым фондом, и дома, оставшиеся без управляющей компании, перейдут по цепочке к аффилированным с местными властями управляющим компаниям.


«Получается, что ни правительство, ни региональные власти не продумали, как безболезненно пройти переходный период, связанный с введением системы обязательного лицензирования деятельности УК многоквартирных домов, – говорит руководитель Центра ОНФ «Народная экспертиза» Николай Николаев. – По нашему мнению, надо усилить меру ответственности государственных жилищных инспекций и муниципальных органов власти за нарушения и несоблюдение законных прав граждан в получении качественных жилищно-коммунальных услуг. Это именно их обязанность, а не людей, которые платят за эти услуги существенную часть своего заработка».