ЖСК и ТСЖ как поставщики информации в сфере ЖКХ
Сегодня обязанность жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), товариществ собственников жилья (ТСЖ) и специализированных потребительских кооперативов (СПК) раскрывать информацию о своей деятельности предусмотрена российским законодательством независимо от того, переданы ли ЖСК/ТСЖ/СПК управляющей организации (УО) функции по управлению многоквартирным домом (МКД).
Другое дело, что объем такой обязанности ТСЖ/ЖСК/СПК и юридические последствия за ее нарушение зависят от факта передачи УО функции по управлению МКД.
"Минимальный" объем информации, обязательной к раскрытию ТСЖ/ЖСК/СПК, установлен нормами Жилищного Кодекса РФ, уставами ТСЖ/ЖСК/СПК, их правоотношениями с органами местного самоуправления и вытекает из права жильцов МКД согласно п.3 ст.161 Жилищного Кодекса РФ в любое время принять решение о способе управления МКД независимо от наличия действующего ТСЖ/ЖСК/СПК.
Так, во-первых, согласно ч.2 ст.165 Жилищного Кодекса РФ ЖСК/ТСЖ/СПК в любом случае обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию:
- об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД и жилых помещений в них
- о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами)
- об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ
- о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг
- об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в МКД.
Во-вторых, отчетность ТСЖ/ЖСК/СПК перед своими членами включает их право знакомиться с такими документами, как:
- устав, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации
- реестр членов
- бухгалтерская (финансовая) отчетность, сметы доходов и расходов на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок)
- заключения ревизионной комиссии (ревизора)
- документы, подтверждающие права на имущество, отражаемое на балансе
- протоколы общих собраний членов, заседаний правления и ревизионной комиссии
- документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в МКД по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в МКД в форме заочного голосования
- техническая документация на МКД и иные связанные с управлением данным домом документы
- иные предусмотренные законом, уставом и решениями общего собрания членов внутренние документы.
В третьих, ТСЖ/ЖСК/СПК могут быть обязаны предоставлять отчетность по использованию бюджетных субсидий и т.п.
В четвертых, обязанность ТСЖ/ЖСК/СПК раскрывать информацию прямо следует из п.2.2 ст.161 Жилищного Кодекса РФ, согласно которой ТСЖ/ЖСК/СПК:
- несут ответственность за содержание общего имущества в МКД согласно требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства МКД, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах
- могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности
- при заключении договора управления МКД с УО осуществляют контроль за выполнением УО обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в МКД, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства МКД, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах.
Все эти полномочия (по несению ответственности, оказанию отдельных услуг и выполнению отдельных работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, по контролю за деятельностью УО) также должны иметь свое отражение в предоставляемой ТСЖ/ЖСК/СПК информации (отчетности).
Какой же дополнительный (к "минимальному") объем раскрываемой информации (отчетность) является/станет обязательным для ТСЖ/ЖСК/СПК ?
Во-первых, в случае самостоятельного выполнения функций по управлению МКД отчетность ТСЖ/ЖСК/СПК уже сегодня дополнена объемом, предназначенным для специализированной УО, которая согласно нормам п.10 и п.10.1 ст.161 Жилищного Кодекса РФ обязана обеспечить свободный доступ к информации:
- об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности
- об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД
- о порядке и об условиях их оказания и выполнения
- об их стоимости
- о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг (на предоставляемые коммунальные услуги).
При этом раскрытие такой информации до 01 июля 2016 года производится согласно утвержденному Правительством РФ стандарту, а после указанной даты - посредством размещения сведений в специальной государственной информационной системе (ГИС) ЖКХ, разработка которой предусмотрена федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ.
Во-вторых, к 1 мая 2015 года предполагается завершить "опытную" разработку ГИС ЖКХ и ее первичное наполнение сведениями, за что отвечают государственные и муниципальные органы, банки и иные организации, а также должностные лица - вплоть до привлечения их к административной ответственности согласно ст.13.9.1 КоАП РФ.
После 1 мая 2015 года круг лиц, обязанных вносить сведения в ГИС ЖКХ под угрозой применения к ним административного наказания согласно ст.13.9.2 КоАП РФ, расширится за счет:
- граждан, осуществляющих непосредственное управление МКД
- граждан, являющихся администраторами общих собраний жильцов МКД
- организаций, осуществляющих деятельность по управлению МКД
- иных юридических лиц, к которым исходя из содержания ГИС ЖКХ (например, сведения о договорах о предоставлении в пользование части общего имущества собственников помещений в МКД, о лицах, заключивших такие договоры от имени собственников помещений в МКД, а также документы, подтверждающие полномочия указанных лиц заключать такие договоры) следует отнести ТСЖ/ЖСК/СПК.
Таким образом, после запуска в эксплуатацию ГИС ЖКХ, намеченного на 1 июля 2016 года, информационный поток (отчетность) ТСЖ/ЖСК/СПК дополнится объемом, предназначенным специально для этой ГИС ЖКХ.
Как видим, дополнительный объем информации, обязательной к раскрытию ТСЖ/ЖСК/СПК, обусловлен фактом самостоятельного выполнения функций по управлению МКД и вводом в эксплуатацию ГИС ЖКХ.
Соответственно, поскольку этот дополнительный объем информации предназначен, в первую очередь, для "государственного пользователя", то и ответственность за нарушение ТСЖ/ЖСК/СПК обязанности по его представлению является "государственной" - т.е. административной.
Что вышесказанное означает для цели совершенствования практической деятельности тех ТСЖ/ЖСК/СПК, что передали УО функции по управлению МКД ?
По нашему мнению, руководителям таких ТСЖ/ЖСК/СПК следует:
- во-первых, проводить открытую информационную политику, основанную на предоставлении своим членам и всем жильцам МКД современной возможности через интернет (web) сайт ТСЖ/ЖСК/СПК знакомиться со сведениями, установленными законодательством и внутренними документами ТСЖ/ЖСК/СПК
- во-вторых, подготовиться (в т.ч. назначить ответственных исполнителей, определить их полномочия, предусмотреть источники и размеры финансирования и т.д.) к передаче сведений в ГИС ЖКХ.
Не следует забывать, что, в конечном счете, вся информация об управлении МКД служит интересам жильцов, перед которыми руководители ТСЖ/ЖСК/СПК несут не только моральную ответственность.