НОВОСТИ ЖКХ

ОНФ выработал 20 предложений по улучшению системы общественного контроля в сфере ЖКХ

Источник: ОНФ


Проблемы жилищно-коммунального хозяйства были и продолжают оставаться безусловными «лидерами» беспокойства граждан. Поэтому президентом РФ было дано поручение ОНФ проанализировать состояние общественного контроля в сфере ЖКХ и при необходимости разработать комплекс мер, повышающий его эффективность.


Во исполнение указанного поручения рабочая группа ЦШ ОНФ «Качество повседневной жизни» и Центр независимого мониторинга исполнения указов президента «Народная экспертиза» провели целый ряд исследований в этой сфере.


Начиная с 2012 г. президент РФ, лидер ОНФ Владимир Путин серией своих указов (в том числе «майских указов») и постановлений планомерно создавал возможности для получения объективной информации гражданами о деятельности органов власти, а также контроля за их деятельностью в важнейших для жизнедеятельности сферах. В общей сложности за это время было дано 34 поручения.


Согласно данным Контрольного управления президента РФ, на сегодняшний день с контроля снято 16 поручений. Ситуация с реализацией поручений в сфере общественного контроля, касающихся исключительно сферы ЖКХ, хуже – 100% поручений президента (11) пока остаются не исполненными.


Тем не менее проведенный активистами ОНФ мониторинг реализации этих поручений президента РФ показал, что за последние три года в стране созданы серьезные предпосылки для возникновения эффективной системы общественного контроля во всех сферах, а не только в ЖКХ.

Условно сложившуюся систему общественного контроля можно разделить на четыре блока – это оценка деятельности руководителей предприятий и качества услуг, предоставляемых населению; контроль нормотворческой деятельности органов власти; учет инициатив населения; участие граждан в принятии решений через общественные советы и иные формы.


В рамках реализации поручений президента созданы такие механизмы, как сайтs regulation.gov.ru и roi.ru, позволяющие учитывать мнения граждан при принятии различных решений федеральными органами власти; повышена информационная открытость СРО; создан институт оценки регулирующего воздействия (ОРВ) всех нормативных актов от федерального до муниципального уровня; предоставлены возможности для граждан проводить оценку эффективности действий руководителей и госслужащих, а также участвовать в формировании стандартов качества госуслуг, сформированы общественные советы при органах власти различных уровней управления и многое другие.


Сегодня эта система уже сегодня работает и оказывает положительное влияние на развитие страны в целом и решения самых острых проблем общества, в частности.


Универсальной проблемой всех сфер общественного контроля, препятствующего его эффективной реализации, является, прежде всего, недостаточный уровень информационной открытости, а также недостаточный уровень информированности населения о существующих возможностях участия в общественном контроле.


Эта и другие проблемы системы общественного контроля обсуждались членами рабочей группы «Качество повседневной жизни» с экспертами, представителями федеральных и региональных органов власти, руководителями общественных организаций, работающих в сфере общественного контроля. В результате было выработано 20 рекомендаций по совершенствованию системы общественного контроля (в том числе для реализации ОНФ), которые затем лягут в основу доклада ОНФ об исполнении поручения президента РФ и после обсуждения на Центральном Штабе ОНФ будут направлены в Контрольное управление президента РФ:


  1. Доработать методические рекомендации, разработанные Министерством труда и социальной защиты РФ (в части организации проведения оценки и составления рейтингов организаций социальной сферы, информирования населения о результатах оценки организаций, установления требований по размещению информации на сайтах профильных ведомств) с целью установления единых правил и повышения доступности такой оценки для граждан.
  2. Рекомендовать правительству РФ ввести новый критерий «информационной открытости» в систему оценки деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, а также акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований.
  3. Предложить Общественным советам по ЖКХ при главах субъектов РФ по итогам года анализировать данные оценки гражданами деятельности руководителей предприятий в сфере ЖКХ и ежегодно направлять доклад со своими выводами главе субъекта РФ для принятия им кадровых и иных решений, направленных на совершенствование работы жилищно-коммунального комплекса.
  4. Включить заключение оценки регулирующего воздействия (ОРВ) законопроектов в перечень обязательных документов, предоставляемых при внесении законопроектов в Госдуму.
  5. ОНФ - продолжить мониторинг информационной открытости саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ на предмет исполнения ими требований законодательства в части полноты предоставляемой информации на сайтах. Итоги мониторинга направить в Генпрокуратуру РФ для принятия мер по устранению выявленных нарушений.
  6. Предлагается расширить полномочия общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, предоставив им право утверждать годовые планы ведомства, рассматривать отчеты об их работе, контролировать закупочную деятельность ведомства, отслеживать качество предоставляемых населению услуг или участвовать в работе кадровых комиссий ведомств, деятельность которых направлена на борьбу с коррупцией или против возникновения конфликта интересов внутри самой структуры.
  7. Предлагается завершить формирование общественных советов в сфере ЖКХ при главах субъектов РФ.
  8. Рекомендовать общественным советам при главах субъектов РФ в сфере ЖКХ в ходе заседаний советов рассматривать обращения граждан, поступающих на имя главы субъекта РФ, также вести прием граждан в приемной главы субъекта РФ по проблемам ЖКХ.
  9. Рекомендовать повысить прозрачность деятельности общественных советов при главах субъектов, обязав публиковать на официальных сайтах Главы субъекта РФ положения о их деятельности, составе и протоколы заседаний.
  10. Предлагается рекомендовать включить в положение об общественном совете при Минстрое РФ и общественных советах при главах субъектов РФ обязанность проводить контроль за реализацией программы по переселению из аварийного жилья.
  11. ОНФ - продолжить мониторинг введения в регионах социальной нормы в части исполнения поручения президента об обязательном проведении информационной работы с населением при принятии такого решения. Информацию предоставить в правительство РФ, Администрацию президента РФ.
  12. Обязать регионального оператора капитального ремонта включать жителей ремонтируемых домов (или их представителей) в состав комиссии по определению исполнителя подрядных работ и приемке работ.
  13. Необходимо обязать органы исполнительной власти субъектов РФ публиковать ежегодные отчеты о деятельности регионального оператора.
  14. Предусмотреть возможность включения граждан, переселяемых из аварийных домов (или их представителей), в состав приемочной комиссии домов, построенных по программе переселения из аварийного жилья.
  15. Усилить персональную ответственность лиц, ответственных за реализацию программы переселения из аварийного жилья на региональном и муниципальном уровне.
  16. Необходимо обязать Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ) публиковать на своем сайте информацию о нарушениях, допущенных УК в процессе ее деятельности.
  17. Рекомендовать правительству РФ проводить работу по популяризации сайта roi.ru среди населения. Необходимо повысить узнаваемость сайта, внимательно относиться к популярным инициативам портала, не набравшим 100 тыс. голосов.
  18. ОНФ проанализировать представленные инициативы на сайте «Российской общественной инициативы» (roi.ru) в сфере ЖКХ с целью внедрения их в жизнь.
  19. Поддержать и проработать гражданскую инициативу, представленную на сайте roi.ru, об установлении обязательного гарантийного срока для новых домов, построенных по программам расселения аварийного жилья, и об установлении обязательных гарантийных сроков для работ, осуществляемых по программам капитального ремонта.
  20. Расширить в рамках системы государственной грантовой поддержки, поддержку СО НКО, осуществляющих работу по информированию и просвещению граждан о своих правах в сфере ЖКХ