НОВОСТИ ЖКХ

Роспотребнадзор: государственный доклад о защите прав потребителей в 2014 году - сфера ЖКХ

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) опубликовала Государственный доклад "Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2014 году".


Доклад содержит результаты федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, осуществляемого Роспотребнадзором и его территориальными органами, приводится характеристика произошедших в 2014 году основных изменений в правовом регулировании отношений с участием потребителей, дается оценка тенденций и направлений дальнейшего совершенствования законодательства в данной области, где по-прежнему сохраняется актуальность повышения степени правовой защищенности потребителей финансовых услуг, среди которых в 2014 г. особо выделялась сфера страхования.


В докладе подчеркивается, что ключевая роль в деле непосредственной защиты прав потребителей законом отводится органам судебной власти, а состояние судебной защиты потребительских прав граждан и степень удовлетворения соответствующих требований потребителей может рассматриваться в качестве показателя, характеризующего достигнутый уровень правопорядка в данной области общественных отношений.

Поэтому одним из важнейших в докладе является раздел, посвященный судебной практике в области защиты прав потребителей.


Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) продолжает оставаться одной из важнейших социально значимых функций государства.

Вопросы защиты прав потребителей в сфере ЖКХ стали особенно актуальными в связи с передачей населению жилого фонда в самоуправление, ростом цен на коммунальные услуги и резким увеличением их доли в структуре расходов населения, а также переходом предприятий жилищно-коммунальной сферы на самоокупаемость. Вместе с тем уровень и качество коммунальных услуг не претерпели существенных изменений, несмотря на происходящие преобразования в различных секторах экономики.


По данным Росстата, емкость рынка ЖКХ к началу 2014 г. составляла 1 637,9 млрд руб.

По данным Минстроя России, по итогам 2014 г. количество организаций, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, составляет 37 377 (2013 г. – 36 484, 2012 г. – 36 236, 2011 г. – 35 647).


Объекты коммунальной инфраструктуры, несмотря на проводимую реформу (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»), всё так же находятся в изношенном состоянии. Однако стоит отметить, что положительным моментом является сокращение площади ветхого и аварийного жилищного фонда со 100 млн м2 в 2012 г. до 94 млн м2 в 2013 г.


Проведение систематического и целенаправленного государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), на протяжении всех последних лет объективно являлось одним из приоритетных направлений деятельности Роспотребнадзора как уполномоченного федерального органа власти в области защиты прав потребителей, поскольку именно жилищная сфера сегодня во многом является индикатором, сигнализирующим об уровне защиты соответствующих прав граждан.

По данным ведомственного статистического учета Роспотребнадзора, данная область потребительских правоотношений по-прежнему «лидирует» по числу жалоб по сравнению с другими видами услуг.


Одной из наиболее значимых вопросов остается проблема судебной защиты прав и законных интересов граждан, чьи денежные средства были привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права были нарушены, так называемых «обманутых дольщиков».

По данным Минстроя России, по итогам 2014 г. «проблемные» объекты отсутствовали в 29 субъектах Российской Федерации. В 54 субъектах Российской Федерации общее количество «проблемных» объектов составило 564, «обманутых дольщиков» – 44 679 человек.

По состоянию на 1 марта 2014 г. «проблемные» объекты отсутствовали в 32 субъектах Российской Федерации, в 51 субъекте общее количество «проблемных» объектов составляло 618, «обманутых дольщиков» – 54 568 человек.


В случае когда застройщик уклоняется от заключения основного договора участия в долевом строительстве и от ввода в эксплуатацию фактически готового дома, истец, чьи средства привлечены для строительства, имеет право на признание права собственности на квартиру. Неустойка за нарушение срока передачи объекта участнику долевого строительства является законной. Поэтому она не может быть уменьшена соглашением сторон. Довод о том, что выплата неустойки в полном размере может повлечь неблагоприятные последствия для третьих лиц, не является основанием для ее снижения. От неустойки застройщика не освобождает вина субподрядчика, не исполнившего или ненадлежаще исполнившего свои обязательства. Понуждать участника долевого строительства к тому, чтобы он заключил соглашение о переносе срока передачи ему объекта, можно только при существенном изменении обстоятельств. Застройщик обязан возмещать стоимость восстановительного ремонта по устранению недостатков в квартире, возникших из-за некачественного выполнения строительных работ. Следует учитывать, что общее имущество многоквартирного дома (иного объекта недвижимости) не может являться предметом договора участия в долевом строительстве. Собственник должен возместить вред, причиненный его действиями по распоряжению своей долей в праве общей собственности многоквартирного дома, нарушающими права и охраняемые законом интересы других собственников. В этом случае он также обязан восстановить их нарушенные права.


По данным Минстроя России, уровень осведомленности общества о преобразованиях сферы ЖКХ стабильно растет (с 42 в 2007 г. до 70 % в 2013 г.).

Поступательную динамику роста показывает желание россиян получить информацию о возможности снижения счетов за ЖКУ (с 49 – в 2010 г. до 66 % – 2013 г.).

Стабильный интерес на уровне 23—28 % вызывает информация о порядке контроля за деятельностью своей управляющей компании.

Третье место в рейтинге информационной потребности россиян в сфере ЖКХ на уровне 9—12 % занимают две темы: благоустройство придомовой территории и применение в быту энергосберегающих технологий и приборов.

Вектор информационного освещения сферы ЖКХ с резко-негативного (от –6 до –4) в 2012 г. сменился на нейтрально-негативный (от –2 до 0) в 2014 г.