НОВОСТИ ЖКХ

Стратегия развития ЖКХ до 2020 г. не решает поставленных перед отраслью вопросов

Источник: ОНФ


Руководитель Центра ОНФ по мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза» Николай Николаев подвел итоги лицензирования компаний, управляющих многоквартирными домами, рассказал о проблемах капремонта и расселение граждан из ветхого жилья, а также дал оценку Стратегии развития ЖКХ до 2020 г., подготовленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.


В интервью журналу «Строительство.ру» Николаев рассказал, что лицензирование управляющих компаний необходимо, однако в том формате, в котором все было исполнено, очень много недостатков. Он отметил, что все риски, о которых предупреждал ОНФ, к сожалению, сработали.

«В результате невыдачи лицензий 13% компаний большое количество домов осталось без управления. Нам говорят, что таких домов 2% или что-то в этом роде, но людям, проживающим в них, от этой статистики не легче. Два процента — это много: это не один и не два дома, это десятки тысяч людей. А механизмы, которые предлагались и предлагаются Минстроем по исправлению ситуации с этими домами, вызывают большие вопросы с точки зрения легитимности и эффективности всего процесса. Речь идет о том, могут ли люди быстро получить замену управляющей компании. На сегодняшний день — нет. Мы проводим мониторинг ситуации, постоянно ездим по регионам, получаем массу обращений. И видим, что в домах, оставшихся без управления, сейчас наблюдается некий хаос», — пояснил Николаев.


В сложившейся ситуации, добавил он, муниципалитеты становятся очень серьезными игроками на рынке управления жильем. «Понятно, что единожды заступив на эту площадку, никакой муниципалитет в здравом уме и твердой памяти не откажется от такого бизнеса. И будет продолжать закрепляться и развиваться на этом рынке. Считаю, ни к чему хорошему это не приведет», — отметил Николаев.


По словам главы «Народной экспертизы», у процесса лицензирования может быть только две модели. «В первом случае мы почти беспрепятственно раздаем лицензии многим компаниям, зато очень жестко подходим к регулированию их деятельности и за малейшее нарушение лишаем лицензии. Второй подход: мы даем лицензии только тем, кто прошел все экзамены, все круги испытаний, исходя при этом из того, что если уж компания получила лицензию, то она действительно этого достойна. В этом случае надзор за достойными компаниями должен быть меньшим, а процедура отъема лицензии — более сложной. А что у нас получилось? Некий симбиоз. Лицензии раздают почти всем (напомню, что их получили 87% УК, действовавших на рынке многоквартирных домов), а отнять их практически ни у кого невозможно», — считает эксперт.


Также Николаев прокомментировал слова главы Минстроя РФ Михаила Меня о том, что со временем в России лицензирование УК в сфере ЖКХ может смениться саморегулированием, как это произошло в Польше. «Даже не знаю, что здесь сказать. Такие заявления руководства Минстроя лишний раз свидетельствуют о том, что у ведомства нет единой концепции развития отрасли. Лицензирование и саморегулирование — это разные подходы к регулированию. Надо определиться! А для того чтобы определиться, нужно понимать, к чему мы идем», — подчеркнул глава «Народной экспертизы».


Он напомнил, что в свое время Общероссийский народный фронт поддержал введение лицензирования потому, что главная его цель — значительное повышение профессионализма и качества управления многоквартирными домами.


«Весь этот процесс затевался не ради участников рынка, а ради людей, — подчеркнул Николаев. — И оценивать результаты лицензирования надо не по срокам выдачи лицензий и не по их количеству. Главный критерий — есть ли положительные изменения для людей. Если да, то лицензирование достигло своей цели. Мы, несомненно, будем контролировать ситуацию. Пока о результатах говорить рано, но примерно через полгода мы проведем соответствующий мониторинг, чтобы подвести первые итоги лицензирования с позиции наших сограждан».


При этом, по мнению главы «Народной экспертизы», первоначальный вариант Стратегии развития ЖКХ до 2020 г. ни в коей мере не решает поставленных перед отраслью вопросов. По большому счету это просто сводная презентация позиций министерства по различным вопросам, уверен он.

«Там есть и про капремонт, и про аварийное жилье, и даже про похоронное дело. Но чего там нет, так это четкой цели, того, к чему мы должны идти, по какой модели должно развиваться наше жилищное строительство, система ЖКХ и т.д. Почему это важно? Сегодня в стране реализуется большое количество разнонаправленных, отдельных программ: жилищного строительства, капремонта, расселения аварийного жилья и др. Но они реализуются как бы сами по себе, без контекста. Общей концепции нет. А без нее трудно рассчитывать на успех», — сказал Николаев.

Эксперт уверен, что пока не будет создано общей стройной концепции развития ЖКХ, то все, даже самые благие, движения властей в целом и профильного ведомства в частности не дадут эффекта. «Тема ЖКХ является наиболее острой и социально значимой для жителей нашей страны. Именно поэтому, пока наши граждане не почувствуют качественных изменений к лучшему, Общероссийский народный фронт не будет ослаблять внимания к этим проблемам», — заверил Николаев.


Представитель ОНФ также отметил, что реализуемая сегодня программа переселения людей из ветхого и аварийного жилья — это только первый этап. Он напомнил, что в указе президента поставлена очень амбициозная задача: ликвидировать аварийный жилищный фонд.


«По большому счету речь идет о том, чтобы аварийного жилья у нас вообще не было. Чтобы появление любого аварийного дома воспринималось как чрезвычайная ситуация. Вот, например, в Европе дома по 100–200 лет стоят и дольше. И их никто не собирается расселять как аварийное жилье. Почему мы себе не можем поставить такую задачу? У нас есть определенный объем аварийного жилья. Пока мы будем его расселять, те дома, которые стоят сейчас, тоже станут аварийными. И это будет бесконечным процессом. Это путь в никуда, и его нужно прервать. Мы уже сегодня должны думать о том, что будет через 30–50 лет, и если сейчас не выстроить цельную концепцию развития жилищного строительства и ЖКХ, то история с расселением аварийного жилья не закончится никогда», — отметил эксперт ОНФ.


Николаев уверен, что появление такого понятия, как «новое аварийное жилье» ставит вопрос о необходимости пересмотра в России строительных норм. «Активисты ОНФ мониторят ситуацию с расселением аварийного жилья в регионах в режиме нон-стоп. Я лично видел несколько домов аж 1800-х годов постройки. И уверяю вас: они и сегодня выглядят лучше, чем дома 1950–1960 гг. Наверное, нужно пересматривать наши строительные нормы, подходить к этому вопросу комплексно», — считает Николаев.


Далее он отметил, что «есть законопроект, который двигает Минстрой. Он направлен на расселение аварийного жилья, которое признано таковым после 2012 г.». «Мы провели его обсуждение на площадке ОНФ, слушания в Общественной палате. Сейчас законопроект проходит оценку регулирующего воздействия в Минэкономразвития. К сожалению, этот документ направлен главным образом на то, чтобы решить проблему инвестиционно привлекательных участков земли под аварийными домами. А таковых, как мы понимаем, мало. Большая часть аварийных домов — это отдаленные регионы, окраины городов, это огромное количество рабочих поселков, которые строились зачастую как временное жилье. И такой документ не решает их проблем. Основная концепция законопроекта такова: собственники жилья обладают правом на ресурс в виде земельного участка под своим аварийным домом и должны привлекать инвесторов», — уверен главы «Народной экспертизы».


Николаев назвал качество жилья острейшей проблемой. Он напомнил, что ОНФ поднял эту тему и дальше будет уделять этому вопросу самое пристальное внимание. Нынешняя система, сложившаяся в строительстве, по мнению представителя Народного фронта, позволяет строить некачественно: «Это касается и строительных норм, и вопросов надзора, и, понятное дело, коррупции, воровства и т.д».


Николаев напомнил, что экспертами Общероссийского народного фронта в прошлом году был разработан целый комплекс мер, который позволит избежать в дальнейшем появления «нового аварийного жилья»: «На Форуме действий президент поддержал наши предложения и подписал целый ряд очень четких поручений, направленных на исправление данной ситуации. Что это за поручения? Введение ответственности саморегулируемых организаций не только за вред, причиненный жизни и здоровью, но и за качество и сроки строительства жилья, которое строится за бюджетные средства. Также должны быть разработаны дополнительные требования к качеству жилых помещений, предназначенных для граждан, расселяемых из аварийного жилья. Помимо этого, должна быть возвращена обязательная экспертиза проектной документации многоквартирных малоэтажных домов, которые строятся на бюджетные средства».


Он подчеркнул, что пока ни одного из поручений, связанных с капремонтом и повышением качества строительства, которые были подписаны президентом в феврале этого года, Минстрой не выполнил в срок.


Помимо этого, эксперт ОНФ рассказал и о фактах фальсификации региональной информации о реализации программы расселения аварийного жилья.


«В конце прошлого года почти все регионы, за исключением одного, подписали дополнительное соглашение, по которому вопросы, связанные с искажением информации о реализации программы расселения аварийного жилья и неисполнения этой программы, караются определенными штрафами, — сообщил Николаев. — Так вот, двенадцать регионов не выполнили программу. Мы обнаружили несколько фактов фальсификации региональной информации, которая выдается общественности».


При этом Николаев подчеркнул, что ОНФ постоянно обращает внимание региональных властей и Минстроя на необходимость адекватного формирования программ капремонта, на необходимость проведения разъяснительной работы. Народный фронт, по его словам, также самым внимательным образом планирует изучать ситуацию с качеством работ, которые выполняются в рамках программ капремонта.


«Сфера ЖКХ должна быть под постоянным общественным контролем. Нужны не точечные, конъюнктурные меры и латание дыр, а долгосрочные системные преобразования. ОНФ будет держать под контролем проблемы ЖКХ, проводить мониторинги, принимать активное участие в разработке документов и вносить свои предложения», — резюмировал Николаев.