Источник: ОНФ
Знает ли Федеральная служба по тарифам (ФСТ) как отразится на гражданах выведение оплаты общедомовых нужд (ОДН) из состава жестко контролируемых коммунальных платежей, поинтересовался в рамках «министерского часа» у заместителя главы ФСТ Сергея Зинченко депутат Госдумы, эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Валерий Гальченко.
Однако получить четко сформулированный ответ от чиновника ему не удалось. Отсутствие прозрачности в данной сфере может привести к неконтролируемому росту тарифов за содержание жилого помещения, опасаются эксперты Народного фронта и призывают установить предельный индекс роста тарифов на весь совокупный платеж, а не только на коммунальные услуги, как это происходит сейчас.
Весной будущего года плата жильцов многоквартирных домов за общедомовые нужды будет переведена из коммунальной услуги в жилищную (она включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме). При этом по новым правилам в квитанции не будет разбивки по каждой предоставляемой услуге, и граждане не смогут проверить добросовестность начислений.
Чтобы выяснить, как к этому предложению относятся в Федеральной службе по тарифам, Валерий Гальченко в ходе заседания думского комитета по жилищной политике и ЖКХ обратился с соответствующим вопросом к приглашенному на «министерский час» Сергею Зинченко.
Гальченко пояснил, что сейчас платежи за общедомовые нужды включены в состав коммунальных услуг. Однако в связи с тем, что в июне этого года Госдума приняла поправки в Жилищный кодекс РФ, с 1 апреля 2016 года плата за общедомовые нужды будет переведена из коммунальной услуги в жилищную. При этом в едином платежном документе изменится форма отображения платежа. Она будет отображаться одной цифрой - без разбивки по видам коммунального ресурса в общедомовых нуждах, без указания объемов ресурса и нормативов потребления.
«В связи с тем, что платежи по общедомовым нуждам будут находиться в одной общей строке жилищной услуги, граждане не увидят, из чего складывается сумма совокупного платежа и не смогут проверить добросовестность начислений. Чтобы в этих условиях избежать неконтролируемого увеличения тарифов, мы считаем необходимым закрепить предельный индекс роста на весь совокупный платеж за жилищно-коммунальные услуги», - сказал Валерий Гальченко.
Сергей Зинченко на это ответил, что для урегулирования ситуации должна быть налажена совместная работа с органами жилищного контроля. Замглавы ФСТ уточнил, что сам выступает за долгосрочное регулирование тарифов в сфере коммунальных услуг, однако плата жильцов за общедомовые нужды теперь, в соответствии с принятыми поправками, будет являться жилищной услугой, и ее регулирование находится в сведении жилищного контроля. При этом он заверил, что ФСТ будет пытаться вести совместную работу с этой службой.
«Увы, никакого внятного пояснения, как Федеральная служба по тарифам намерена решать намечающуюся проблему, мы сегодня не услышали. Разговор о том, что нужна совместная работа с органами жилищного контроля, в данном случае не выдерживает критики, да и уверенности в успехе такой работы у замглавы ведомства очевидно не было. Хочу подчеркнуть, что коллеги-депутаты в ходе обсуждения согласились с позицией Народного фронта относительно того, что решение о переводе платы за общедомовые нужды из коммунальной услуги в жилищную было ошибкой, которую законодатели проглядели в ходе обсуждения поправок в Жилищный кодекс.
Кстати, депутаты в ходе заседания задали Сергею Зинченко резонный вопрос, уменьшит ли ФСТ предельный индекс роста тарифов на коммунальные услуги, если плату за общедомовые нужды будут переведены в жилищную услугу. Но и в этот раз он смог лишь сослаться на то, что нельзя все учесть на первоначальном этапе, что, наверное, будет необходимо дальше работать над этим вопросом», - прокомментировал Валерий Гальченко.
Он обратил внимание на то, что на региональном уровне максимальный тариф на жилищные услуги устанавливается органами государственной власти субъектов РФ. И раз предельный индекс роста нормативов на жилищные услуги законодательно не закреплен, это позволит субъектам с 1 апреля 2016 года самостоятельно устанавливать норматив оплаты жилищной услуги, что с большой вероятностью приведет к нерегулируемому росту тарифов.
Кроме того, предлагаемый перевод затрат на общедомовые нужды из коммунальной услуги в платеж за содержание жилого помещения, скорее всего, повлечет необходимость переоформления прав граждан на льготы (субсидии, компенсации) по оплате жилищных и коммунальных услуг. При этом их переоформление будет возможно, только если соответствующие расходы будут учтены бюджетами регионов и органами местного самоуправления.
«Что же в итоге в 2016 году будет с платежами за жилищные услуги, пока остается абсолютно непонятным. ОНФ будет внимательно следить за ситуацией, мы намерены продолжить ее обсуждение с экспертами и при необходимости подготовим поправки в Жилищный кодекс РФ», - резюмировал Гальченко.