НОВОСТИ ЖКХ

Необходима четкая система контроля качества услуг ЖКХ

Источник: ОНФ


Россияне в какой-то степени уже привыкли к регулярному росту тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Вот и с 1 июля 2015 г. жителей многих регионов РФ ожидает очередное такое повышение.


Регулярное повышение стоимости коммунальных услуг на 3–15% приводит к тому, что для многих россиян суммы платежей становятся неподъемными. Как результат: долги по оплате газа, электричества, воды и тепла населения в 2014 г. по сравнению с 2006 г. выросли втрое (с 42,2 до 130 млрд руб.).


Кажется, все уже знают, что это не произвольное решение ответственных за коммунальное хозяйство структур, а что за этим стоят и растущие цены на сырье и материалы, и состояние основных фондов, требующее то текущего, то капитального ремонта, а то и вовсе реконструкции.

Однако простой потребитель, в конечном итоге оплачивающий все эти необходимые мероприятия, вправе ожидать постоянного роста качества предоставляемых ему услуг ЖКХ. Тем более что это предусмотрено и Жилищным кодексом, и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными правительственным постановлением со всеми последующими к нему изменениями и дополнениями.


Центр «Народная экспертиза» ОНФ с 20 мая по 5 июня 2015 г. провел телефонный опрос граждан в 83 субъектах РФ (кроме Крымского федерального округа), целью которого была попытка дать оценку произошедших за последний год изменений по поводу предоставления жилищно-коммунальные услуги. В качестве экспертов (всего 430 человек) выступали представители руководящих органов советов многоквартирных домов, товариществ собственников жилья и ассоциаций, управляющих компаний, а также гражданские активисты (старшие по дому, по подъезду). Все эти эксперты представляют по существу объединения граждан, деятельность которых направлена на контроль качества и эффективности управления жилым фондом и защиту прав граждан в сфере ЖКХ.


Экспертный опрос показал: если говорить о качестве услуг ЖКХ в целом, то получается, что только 3% из опрошенных экспертов оценивают его как «плохое» и 10% – как «скорее плохое». Но эти 13%, тем не менее, по сравнению с 87% тех, кого оно в той или иной степени устраивает (71% – «скорее хорошее», 16% – «хорошее»), не дают повода для беспокойства.


Другое дело, что и перемен к лучшему в этом плане большинство опрошенных экспертов (76%), когда их попросили оценить характер изменений качества предоставления ЖКУ за последний год, не отметили.


Точно так же в ходе опроса экспертам предложили оценить изменения за последний год в качестве уже конкретных услуг – водо-, электроснабжения и отопления. Ответы были аналогичны, за исключением того, что тех, кто полностью отверг какие-либо положительные сдвиги, оказалось еще больше – соответственно 85, 92 и 92%.


Среди существенных проблем в сфере водоснабжения наиболее часто назывались плохое качество воды (35%) и слабый ее напор в кранах (24%), частые отключения (21%) и недостаточная температура горячей воды (12%).


По поводу отопления говорилось о нарушении сроков планового отключения (3%) и сроков включения (15%), постоянных сбоях в работе системы (6%), нарушении температурного режима (11%), а также про «недотоп» (16%) и «перетоп» (26%).


Высказывались претензии и к электроснабжению. В числе прочих наиболее часто упоминались частые перепады напряжения (30%) и плохое обслуживание системы электроснабжения управляющей компании (4%).


Что касается работы управляющих компаний, вопросы о которой были включены в проводившиеся формализованные интервью с экспертами, то ее качество оценивается населени невысоко. Наибольшее число опрошенных (75%) на вопрос о качестве работы УК с обращениями и жалобами граждан ответили, что все зависит от ситуации: какие-то вопросы решаются быстро, какие-то сталкиваются с затруднениями. Эти ответы по оценке качества работы УК специалисты Центра отнесли к разряду «среднее», а проще говоря на «троечку». При этом 16% опрошенных негативно относится к работе своей управляющей компании. По их мнению, УК на претензии жильцов никак не реагирует, или всячески уклоняется от обязанности исправлять ситуацию. Кроме того, 63% граждан, отвечавших на вопросы специалистов Центра «Народная экспертиза», высказали недовольство по поводу закрытости УК в отношениях с жителями и их объединениями при обсуждении состава и стоимости работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах.


Судя по опросу, надежды, которые возлагаются на механизм лицензирования деятельности УК, пока не слишком оправдываются: 15% опрошенных просто затруднились с ответом, но 71% не считают, что он является эффективным и стимулирующим УК оказывать населению качественные жилищно-коммунальные услуги.


Основные проблемы, с которыми сталкиваются люди при взаимодействии с управляющими компаниями, по мнению участников опроса: необоснованность размера платежей за ЖКУ (40%), сложности с перерасчетом начислений платы за некачественные ЖКУ (26%), отказ предоставить (или неполное представление) документов о результатах работы управляющей компании в доме (22%), ограничение доступа к общедомовым приборам учета (12%) и препятствование в доступе к объектам общедомового имущества по время их текущего ремонта и обслуживания (12%).


«Мы платим все больше и больше, но качество ЖКУ от этого не становится лучше, – заявил директор Центра «Народная экспертиза» ОНФ Николай Николаев. – Добавьте сюда еще и абсолютную непрозрачность деятельности управляющих компаний. На этом фоне постоянно обсуждаемая тема, как увеличить штрафные санкции в отношении граждан, имеющих задолженность за ЖКУ, кажется, по крайней мере, однобокой. Почему, собственно, жильцы должны платить за «перетопы» или, наоборот, за горячую воду с температурой чуть выше уличной? В законе о защите прав потребителей четко написано: за некачественный товар или услугу потребитель платить не должен. Ведь коммунальные ресурсы – такой же товар, как, скажем, и бытовая техника».


По мнению Николаева, пора уже вменить в обязанность управляющих компаний в открытом доступе публиковать отчеты о проделанной работе. Причем не раз в год и не в таком виде, как сейчас – чтобы простой гражданин не смог в это разобраться. Отчеты должны быть ежеквартальными и с указанием конкретных видов работ, их объемов и стоимости.