Опубликован федеральный закон № 176-фз от 29 июня 2015 года, который уточняет действующие законодательные нормы о ЖКХ в связи с капитальным ремонтом многоквартирных домов.
В качестве особо интересных норм принятого закона стоит отметить следующие:
- Определение порядка привлечения кредитных и (или) иных заемных средств собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме отнесено к полномочиям не органов управления товарищества собственников недвижимости (ТСЖ, ЖСК и проч.), а "органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений", что стоит расценивать как попытку государства защитить жильцов от действий недобросовестных или некомпетентных лиц, занимающих руководящие должности в товариществах собственников недвижимости.
- Установлен закрытый перечень форм проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Кроме того, законодатель регламентировал количество голосов (не менее 10%) для созыва общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также то, что делает управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива при получении требования о проведении такого собрания.
- Решение и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме получили статус официальных документов - как "документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей". Соответственно, копии указанных решений и протоколов будут обязаны направляться в орган государственного жилищного надзора для хранения не менее 3-х лет и могут стать основанием для внеплановой проверки соблюдения требований закона.
- Уточнено, что включается в состав платы за содержание жилого помещения и в состав платы за коммунальные услуги. При этом, Правительство РФ получило право устанавливать размер и порядок применения повышающих коэффициентов к нормативу потребления того вида коммунальной услуги, потребление которой не контролируется приборами учета, обязательными для установки.
- Разрешено направлять доходы товарищества собственников недвижимости на капитальный ремонт, устанавливать для себя повышенные размеры взносов на капитальный ремонт, а также проводить капитальный ремонт в более ранние сроки при условии, что на специальном счете достаточно средств для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования. Кроме того, подрядчикам капитального ремонта предоставлено право обращать взыскание по долгам регионального оператора на денежные средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах на капитальный ремонт.
- На результаты капитального ремонта установлен минимальный "гарантийный" 5-летний срок, в течение которого региональный оператор обязан нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
- С 1 июля 2016 года каждый протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме передается в орган государственного жилищного надзора с использованием ГИС ЖКХ и подлежит размещению в этой системе.
В целом принятый федеральный закон № 176-фз оставляет благоприятное впечатление, хотя он и не разрешил ряд острых вопросов по обеспечению прав собственников жилых помещений в связи с оплатой ЖКУ и внесением взносов на капитальный ремонт.