НОВОСТИ ЖКХ

Инфраструктуре ЖКХ требуется глубокая модернизация с привлечением частных инвестиций

Источник: ОНФ


Уже несколько лет подряд в середине лета в России происходит повышение тарифов на водо- и теплоснабжение, газ и электричество. Стоимость коммунальных услуг растет, а их качество, к сожалению, не меняется. По мнению экспертов Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза», существенно изношенной инфраструктуре коммунального хозяйства требуется глубокая модернизация с привлечением средств частных инвесторов. А для этого необходимо создавать понятные правила игры.


Задача модернизации ЖКХ была поставлена в майском указе президента РФ №600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». В нем было дано поручение правительству совместно с органами исполнительной власти регионов обеспечить создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ для проведения модернизации и повышения энергоэффективности объектов коммунального хозяйства.


Однако ни один частный инвестор не будет вкладывать средства в жилищно-коммунальное хозяйство при ежегодно меняющихся тарифах, когда нет понимания, каким образом можно вернуть вложенный капитал. Не говоря уже о риске не получить прибыль.


Для того чтобы был стимул делать вложения, правительство в прошлом году приняло решение о поэтапном переходе на долгосрочное тарифное регулирование (не менее чем на три года) в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.


Однако, судя по данным Федеральной службы по тарифам, подавляющее большинство ресурсоснабжающих организаций по-прежнему не используют долгосрочные тарифы в своей деятельности. Этот вывод напрашивается при анализе сведений, которые были представлены в недавнем отчете правительства о выполнении поручений, содержащихся в указе президента №600. В соответствии с ними на 2015 г. принято 5730 долгосрочных тарифных решений, из них в сфере теплоснабжения – 3201 (19,1% от их общего числа), в сфере водоснабжения – 1509 (10,4% от общего числа), в сфере водоотведения – 1020 (13,4% от общего числа).


Почему ресурсники не спешат с долгосрочными тарифными решениями? По мнению экспертов Центра «Народная экспертиза», дело прежде всего в том, что постановление правительства не обязывает организации этой сферы вводить долгосрочные тарифы, а лишь предоставляет им право их применять.


Правило долгосрочности установления тарифов для поставщиков ресурсов в сферу ЖКХ станет обязательным к 2016 г.


Вторая причина связана с изношенностью инфраструктуры, которая требует постоянных вложений. Результат необходимости поддерживать в более или менее рабочем состоянии устаревшее оборудование и изношенные коммуникации – растущие тарифы.


К слову, в поручении правительству относительно установления долгосрочных тарифов на коммунальные ресурсы по указу №600 сказано, что их размер должен напрямую зависеть от качества и надежности предоставляемых ресурсов.


Когда идет речь о привлечении частных инвестиций в сферу ЖКХ, подразумевается, что неэффективные в этой сфере государственные и муниципальные предприятия на конкурсной основе должны передаваться в концессию частным инвесторам.


Из правительственного отчета по поводу этого процесса следует, что он идет по нарастающей. Всего на территории РФ начиная с 2007 г. были заключены 442 концессионных соглашения. В частности, по данным регионов, в 2013 г. в сфере ЖКХ были заключены 105 концессионных соглашений, в 2014 г. – 112, а в первом квартале 2015 г. – 14. В настоящее время объявлены более 500 конкурсов на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства.


При этом в отчете правительства нет данных об объеме привлекаемых инвестиций и доле неэффективных предприятий коммунального комплекса, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые переходят в руки частных инвесторов.


«Ясно, что в настоящий момент у Минстроя нет понимания об объеме частных инвестиций, которые требуется привлечь для исправления ситуации в ЖКХ. Для этого недостаточно одного перечня муниципальных унитарных предприятий, признанных неэффективными, – считает директор Центра «Народная экспертиза» ОНФ Николай Николаев. – Необходима оценка их стоимости и четкое представление о том, сколько конкретно средств на их модернизацию требуется. Не больше и не меньше. По крайней мере это может быть страховкой от недобросовестных частных инвесторов, которые могут оказаться случайными игроками, не сделав ничего для того, чтобы люди наконец могли получать коммунальные услуги, соответствующие по качеству и цене».