Источник: ОНФ
Перенос ряда контрольных сроков исполнения поручений президента РФ в сфере ЖКХ, о чем просит правительство, вряд ли будет способствовать ее успешной модернизации. По мнению аналитиков Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза», такой шаг приведет к задержке инвестиций и, как следствие, торможению всего процесса реформы ЖКХ. Представители Центра «Народная экспертиза» также считают неконструктивной идею кабинета министров о возможности дополнительного повышения тарифов в сфере ЖКХ.
К таким выводам специалисты Центра пришли, проанализировав доклад правительства о ходе выполнения двух поручений президента. В «майском указе» №600 поставлена задача обеспечить до 2017 г. увеличение доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод до 30%. Кроме того, в перечне поручений от 2013 г. среди целевых показателей предусмотрены передача к 2016 г. в концессию частным операторам объектов ЖКХ всех неэффективных государственных и муниципальных предприятий и снижение к 2017 г. не менее чем в 1,5 раза количества аварий и чрезвычайных ситуаций при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов.
В докладе, направленном президенту, правительство предлагает перенести контрольные сроки на 2018 г., ссылаясь на трудную макроэкономическую ситуацию. Трудностями макроэкономического характера составители доклада обосновывают и возможность очередного повышения тарифов на коммунальные услуги, которую также рассматривает кабмин.
По мнению аналитиков Центра «Народная экспертиза», макроэкономическая ситуация не может служить достаточным обоснованием предложенным мерам. В докладе отсутствует всесторонняя оценка эффективности проделанной правительством работы по исполнению данных поручений, которая могла бы послужить убедительным аргументом в пользу нового повышения тарифов и переноса сроков исполнения президентских поручений.
Эксперты отмечают, что за период с 2011 по 2013 г. фактическое увеличение доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в одни только системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод составило всего лишь 2,3 процентных пункта, в то время как в указе президента поставлена задача увеличить значение этого показателя на 22,1 процентных пункта – до 30%. То есть при имеющихся темпах достижение этого показателя нереально.
Более того, по данным государственного статистического наблюдения, в 27 субъектах РФ в 2013 г. было зафиксировано снижение показателя по сравнению с 2011 г. А в 12 регионах – Брянской, Рязанской, Пензенской, Курганской и Амурской областях, Республиках Дагестан, Северная Осетия – Алания, Марий Эл, Ставропольском, Алтайском и Камчатском краях, Ямало-Ненецком автономном округе – в 2013 г. в капитальных вложениях в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод заемные средства отсутствовали вообще.
Правительство и здесь ссылается на объективные причины – «макроэкономическую ситуацию в стране с конца 2014 г.». Однако при этом упускает из виду, что приведенные значения к 2014 г. не относятся. Напрашивается вывод, что незначительный прирост показателя обусловлен не столько глобальными экономическими процессами, сколько недостаточно эффективной работой органов власти над выполнением задачи, поставленной главой государства.
«Нет никаких оснований полагать, что в этой ситуации перенос сроков исполнения поручений главы государства поможет правительству наладить более эффективную работу по привлечению заемных средств. С другой стороны, те заемные средства, которые все-таки удастся привлечь, станут поступать позже запланированного, в результате значительно сдвинутся сроки обновления фондов, что в конечном счете приведет к общему снижению качества значительной части жилищного фонда», – считает руководитель Центра «Народная экспертиза» Николай Николаев.
Он также подчеркнул, что с 1 июля во всех регионах уже произошел рост стоимости коммунальных услуг для граждан – по различным субъектам от 108,2 до 111,7%.
«Правительство вместо конкретных инициатив по привлечению инвестиций в ЖКХ предлагает самое простое и самое неприемлемое – отложить исполнение поручений президента до «лучших времен», а пока они не наступили, поддерживать жилищно-коммунальное хозяйство за счет повышения тарифов, то есть за счет рядовых граждан. Понятно, что дополнительное увеличение платы за коммунальные услуги без роста их качества (а такого роста при существующих подходах ожидать не приходится) будет служить источником социальной напряженности. Этого допустить нельзя. А значит, правительству нужно искать такие пути инвестирования в ЖКХ, которые не ущемляли бы интересы и права граждан», – заключил Николаев.