НОВОСТИ ЖКХ

Интервью С.Степашина журналу «Российский строительный комплекс»

Источник: ГК Фонд содействия ЖКХ


Сергей СТЕПАШИН:

«Давайте делать то, что нужно людям»!

Разговор с руководителем Общественного совета при Минстрое РФ Сергеем Степашиным состоялся накануне Дня строителя. Это стало поводом не только обсудить проблемы отрасли и работу Общественного совета, но и возможностью поздравить всех строителей России с их профессиональным праздником.

С этой темы началась беседа с Сергеем Вадимовичем, праздничной темой она и завершилась.

– Если говорить о празднике, то он имеет отношение ко всем – и тем, кто строит, и тем, кто пользуется результатами труда наших строителей. Хотелось бы, чтобы и для тех, и для других это был праздник. Пусть наши строители радуют нас хорошим качественным жильем.

Проблем с этим немало. Начнем с того, что наша страна – чемпион мира по количеству МКД (многоквартирных домов). Спасибо Н.Хрущеву за то, что он значительную часть населения переселил из бараков и коммуналок. Я это прекрасно помню, в таких условиях жила и моя семья: один туалет на 20 человек, не у всех была вода. И вдруг, когда нам дали квартиру в Ленинграде, у нас появилась ванная! Это же было счастье!

К сожалению, объемы строительства, которое велось в 50-60 гг. были слишком ограниченным. Именно это направление –возведение многоквартирных домов – долгое время было единственным. В то время как страна с такой огромной территорией должна была идти по другому пути – полноценного индивидуального жилищного строительства. У нас же были пресловутые шесть соток, ограничения по этажности... И это был вопрос идеологии: человека, живущего на земле и имеющего свой дом, трудно поставить в строй и вбить ему в голову, что все надо делить поровну.

Сейчас в нашей стране проблема износа жилья стала одной из самых серьезных. Да, программу переселения граждан из аварийного жилья мы, конечно, выполним. По планам 2014 г., мы ее даже перевыполнили – впервые за все годы. И к 2017 г. мы расселим свыше 10 млн. квадратных метров аварийного жилья. Хочу заметить: это происходит впервые в истории нашего государства. Ни в Российской империи, ни в Советские годы, ни в новой России ничего подобного не происходило – таких целевых программ, закрепленных законодательно, у нас не было.

Но надо понимать, что в дальнейшем объемы аварийного жилья будут увеличиваться. Скажу больше, хоть и не праздничная это тема: многие руководители слукавили. Понимая, что тоже отвечают за переселение, сознательно занизили объемы аварийного жилья– чтобы потом не отдуваться перед начальством.

И вот теперь мы столкнулись с проблемой – что делать дальше? Сейчас готовится новая Стратегия развития ЖКХ. Недавно мы рассмотрели ее на Общественном совете. А вскоре она будет представлена в Правительстве РФ. В этом документе делается ставка на развитие государственно-частного партнерства, о чем недавно Президент России говорил на совещании по ЖКХ – о привлечении инвестиций, о «длинных» кредитах, переходе к механизму социального найма жилья .

Прошлый год бы достаточно неплохой по объемам построенного жилья. Но что сегодня волнует? Три темы. Первая – это качество строительства жилья. Сегодня и Народный фронт, и Фонд, и правоохранительные органы, в частности, прокуратура внимательно следим за тем, какого качества строится жилье для переселенцев из аварийного фонда. К сожалению, есть случаи – хотя и не массовые, но известные, получившие общественный резонанс – когда строится «новое аварийное жилье». По нашим данным, его порядка 5-7 %. Последний пример: в Новошахтинске построили дома для переселения людей, работавших на шахтах, которые были закрыты. К этим домам было временно подключено тепло и электроэнергия. Однако кто-то за это не заплатил (теперь в этом вопросе разбирается прокуратура), и дома отключили от тепла, энергии, хотя люди там уже жили. Или еще один пример – Брянск. В городе было построено 10 домов. Когда прошло заселение, все начало рушиться и разваливаться. Фонд ЖКХ провел независимую строительную экспертизу этих домов, в результате которой 8 их них были признаны непригодными для проживания. В итоге сейчас строятся новые дома. Но это – вопиющий случай, за что, конечно, надо привлекать к ответственности.

Вторая тема – управление домами. Прошло лицензирование управляющих компаний (УК). Не хочу сказать, что ситуация массовая, но есть примеры, когда УК не справляются со своими обязанностями – с жильцами не работают, не объясняют, в чем суть капремонта, когда он будет произведен, кем. Это очень важно: чтобы УК были близки к людям, или чтобы были созданы ТСЖ. Сейчас вводится поправка в закон, которая позволяет организационную вариативность – или работает УК, или создано ТСЖ.

Хотя втянуть в этот процесс население трудно. Знаю по собственному опыту: в доме, где я живу, последнее собрание проводилось примерно год назад. Вот сейчас практически во всех регионах начали оплачивать взносы на капремонт, и у людей начинаются раздумья – кто будет ремонтировать жилье? Таким образом, посредством финансов людей пытаются вовлечь в процессы управления.

С этим связано одно из наших предложений: внести в Градостроительный кодекс РФ поправки о том, чтобы весь многоквартирный дом был объектом собственности граждан– и коммуникации, и все остальное. Кстати, мы вернули советскую традицию –учредили звание «Дома образцового содержания». Таких домов уже 15 в России. Сначала я был уверен, что люди будут смеяться над нами. А оказалось, что люди здорово на это реагируют, неформально. Есть дух соревновательности.

И последнее, что вызывает тревогу – это, конечно, нехватка профессиональных кадров для нашего строительного комплекса. Теперь приходится возвращаться к тому, что было потеряно в 90-е годы – созданию техникумов, технических училищ. Сегодня именно в стройке остро ощущается вот это «искажение»: у нас, как теперь говорят, всеобщее высшее образование при отсутствии среднего технического. Нет ПТУ, колледжей.

Хотя у нас всегда было много хороших строителей. Вообще я – сторонник сильных строительных компаний в регионах. Имею в виду не личные, не карманные компании, а сформировавшиеся коллективы людей, способных самостоятельно работать и конкурировать. Если они есть, то существует множество способов для решения самых разных региональных проблем. И сейчас многие губернаторы об этом задумались. Эта тема обсуждалось на Президиуме Общественного совета. Отдельный раздел в Стратегии посвящен подготовке кадров. А в целом сейчас готовятся очень серьезные программы развития до 2030 г. – и по ЖКХ, и энергоэффективности, и отдельно по инновационному строительству.

Это важно, потому что строим мы, может быть, и неплохие дома, но примерно те же, что строил в свое время Никита Хрущев. Или Брежнев. Через 30 лет все это придется сносить. Это здания с низким классом энергоэффективности. А «умных» домов у нас на всю страну всего 84! Вот сейчас важно переломить ситуацию, и поэтому в Стратегию включен раздел, стимулирующий застройщиков к строительству именно таких домов. Да, они будут строить на 30% дороже, но через пять лет это окупится. А граждане будут в два раза меньше платить за коммунальные услуги.

– За счет чего это происходит?

– Это обеспечивается специальным оборудованием, наблюдением, регуляцией. Речь об автоматизированном управлении либо в доме, либо в районе. И конечно, благодаря использованию энергосберегающих материалов и оборудования при строительстве.

– Это отечественное оборудование?

– На 90%. Недавно в Подмосковье мы открывали такой «умный дом». Это было в Клину. А знаете где больше всего таких домов? В Ингушетии. И во многом это, конечно, зависит от главы территории. Юнусбек Евкуров когда-то заинтересовался этой темой. А вообще в Ингушетии всегда были хорошие строители.

– Есть смысл переоснащать старые дома?

– В зависимости от состояния объектов. Если нельзя переоснащать, то это уже практически аварийное жилье, с ним уже ничего не сделаешь. А есть другое. Возьмем Кутузовский проспект, сталинские дома, как мы их называем. Сносить их не надо, но реконструировать обязательно, потому что в отношении энергопотребления они очень неэффективны. И для этого есть программа капитального ремонта. Она идет непросто, особенно в Москве. Потому что размер взноса 15 руб. за 1 кв. м – это отчисления по 600-700 руб. в месяц, людям это не нравится. С другой стороны – надо что-то делать. Государство готово помогать, участвовать. И делать это, применяя новые технологии.

Эта тема очень важная. Не случайно в прошлом году по ней прошло два Госсовета, в этом году – один. Тематике ЖКХ и переселению из аварийного жилья будет посвящено готовящееся мероприятие с участием Президента РФ – Президиум Госсовета. Более того, несмотря на кризис, ни в прощлогоднем бюджете, ни в проекте нового бюджета, на эту программу не срезано ни копейки!

А вообще, история знает примеры, когда жилищное строительство спасало экономику. В предвоенной сложной ситуации США, Германия, Италия усилили свою экономику за счет строительства дорог и жилья. Это потом уже происходило развитие оборонного и всех других комплексов. Например, огромное количество прекрасных просторных домов и улиц были построено в Италии именно в предвоенное время!

– Но там же была строжайшая система проверок – чтобы не было утечки средств, материалов … В недавнем прошлом вы возглавляли Счетную палату РФ. Как вы считаете, стройка как отрасль может быть прозрачной? Для нас такая цель достижима?

– Вполне. Но ведь важно еще, кто проверяет. У нас с проверяющими проблем нет: 32 структуры осуществляют именно эти функции – палаты, надзоры… Проверка проверке рознь Можно увидеть розетку, сдвинутую на полсантиметра в сторону, и не принять объект. То есть должен быть порядок, четкие нормативы, ГОСТы, сокращение проверяющих, но повышение качества проверок.

Что касается Фонда и Минстроя, то по реализации программ расселения аварийного жилья можно зайти на сайт и увидеть по каждому региону все стройки – их состояние, фирмы. Другое дело, что иногда эти цифры не слишком точные, даже лукавые. Вот здесь мы надеемся на жителей, общественные приемные, тот же Народный фронт. Хотя нужно просвещать наших граждан, чтобы они знали свои права.

– То, как проходят заседания Общественного совета, говорит о том, что это очень творческая, продуктивная структура. Люди подобрались знающие, болеющие за свое дело. Как бы вы прокомментировали его работу, длящуюся, правда, всего чуть более года?

– Да, я считаю, это уникальная организация. В ней работают чуть более 100 человек. И это лучшие специалисты – строители, проектировщики, работники лифтовой сферы, управленцы, представители архитектурной общественности. Все, кто пришел к нам, знают свою отрасль. В результате получилось какое-то «надминистерство». И мне приятно, что министр Михаил Мень это прекрасно понимает. Мы рассматриваем все проекты законов, стратегии, нормативные документы, даже кадровые назначения. Ни министр, ни его заместители не чураются наших предложений. Важно другое, чтобы это было понятно и исполнялось на всех уровнях.

– Как бы вы прокомментировали ту ситуацию, которая возникла на последнем Президиуме. Руководитель комиссии по оказанию государственных услуг Анатолий Воронин предложил рассмотреть и в трехмесячный срок сократить число спецтехусловий, который уже считают помехой для отрасли. Министерство предложило не уходить от той поступательной, спланированной работы, которая уже ведется.

– У нас за три месяца приватизировали страну. Это было правильно? В планах у Минстроя заложен срок для решения этой проблемы – 2016 г., так что осталось не так уж много времени – ни три, а шесть месяцев…

– На днях прошло всероссийское совещание по типовому строительству дошкольных учреждений. Многие высказали мысль о том, что требования по пожарной безопасности настолько завышены и они так часто меняются, что строить просто невозможно. В кругу профессионалов уже бытует фраза: «Мы строим вокруг гидранта»! Губернатор Воробьев рассказал о том, что в каком-то из городов Подмосковья построили детский сад, в котором двери отвечают всем требованиям пожарной безопасности. Но, как он выразился, открыть их не сможет не только ребенок, но даже воспитательница среднего телосложения…

– Я согласен. Вот с этим будем серьезно разбираться. Так часто случается: где-то что-то случилось, и мы начинаем строить бункеры. Сейчас очень много нареканий не к пожарным, людям, которые тушат, а к Госпожарнадзору.

– На Совете было высказано такое частное мнение, что любые меры – стратегии, программы – наталкиваются на финансирование. Насколько вам кажутся реалистичными по исполнению те цели и задачи, которые провозглашаются программными документами, если учитывать, что у нас финансовый кризис?

– У нас всегда финансовый кризис. Но кризис у нас в головах. Решение – в привлечении инвестиций – это первое, а второе – в изменении системы кредитования – на срок 15, 20, 30 лет. На «коротких» деньгах мы ничего не построим. Кроме того, вложение средств в строительство дорог, крупных объектов не влечет за собой рост инфляции, и я уже выказывал эту точку зрения, когда работал в Счетной палате. Наоборот – это создает рабочие места, стимулирует развитие экономики. Не только «оборонка» может стать реперной точкой, которая способна поднять страну.

– От руководителей компаний часто приходится слышать, что поддержка банковскому сектору оказывается, а реальному нет. Банкиры же мотивируют тем, что производственная сфера – это зона высокого риска. Как вы это оцениваете?

– А тогда надо спросить банкиров: «Друзья мои, а для чего вы нам нужны»? Банки – это институты развития или накопления средств и приобретения собственности? Это вообще отдельная тема. Я жалею о том, что у нас был ликвидирован Промстройбанк. Еще с советских времен это был огромный банк. Может быть, отрасли нужно было бы такое финансовое учреждение.

Средства компенсационных фондов СРО, о которых столько говорят, могли бы стать частью капитала строительного банка.

– Мы говорим о проблемах отрасли. А вот сейчас, зная ситуацию и то, как она выглядит – что бы вы пожелали накануне Дня строителей людям, занятым в этой сфере? Причем, занятым на разных уровнях.

– Во-первых, надо поблагодарить всех, кто работает в строительстве. Без этих людей всем нам было бы негде жить и работать. Второе, хотелось бы, чтобы у наших властей было понимание (у Президента оно есть, а я имею в виду исполнительную власть) – что без серьезного инвестирования, поддержки и контроля над отраслью, те проблемы, которые стоят перед нами, мы не решим. И третье: давайте строительство дорогих, эксклюзивных, а подчас помпезных объектов оставим на потом. Давайте делать то, что нужно в первую очередь людям.