НОВОСТИ ЖКХ

В ОНФ считают, что федеральные и муниципальные собственники жилья должны платить за капремонт наравне с гражданами

Источник: ОНФ


Взносы на капитальный ремонт, которые обязаны оплачивать собственники жилья в многоквартирных домах, широко обсуждаются в обществе. При этом остается без внимания то, что необходимость платить касается не только рядовых граждан, но и федеральных, региональных и муниципальных владельцев жилых помещений. По мнению экспертов Центра ОНФ «Народная экспертиза», власти на местах должны обратить внимание на то, что неплательщики из числа таких собственников должны нести ответственность наравне со всеми.


Как обстоят дела с собираемостью взносов на капремонт у собственников приватизированного жилья, более или менее понятно. По данным Минстроя, на сегодняшний день задолженность по счетам за капремонт в среднем по регионам составляет порядка 20%. Информации же, по которой можно было бы судить о том, насколько добросовестными плательщиками взносов на капремонт являются государственные, региональные и муниципальные собственники, практически нет.


Единственное, что позволяет составить представление об общей картине, – данные, предоставленные Центру независимого мониторинга исполнения указов президента «Народная экспертиза» ОНФ Фондом содействия реформированию ЖКХ. Они содержат сведения о ходе исполнения краткосрочных планов реализации программ капремонта, в том числе о начислении и оплате взносов на капитальный ремонт по помещениям в федеральной, региональной и муниципальной собственности. Несмотря на то, что 2 августа 2014 г. вышел приказ №520 Минстроя РФ о том, что все регионы обязаны предоставлять информацию о ходе реализации программ капремонта, на 24 августа 2015 г. эти сведения предоставили всего 13 субъектов.


Главный вывод неутешителен: взносы на капремонт по помещениям федеральной, региональной и муниципальной собственности практически не оплачиваются. Самый низкий уровень оплаты зафиксирован по помещениям, находящимся в федеральной собственности – всего около 4% по 10 регионам, предоставившим информацию. При этом средства не поступили в Ханты-Мансийском автономном округе, Новгородской, Тамбовской, Еврейской автономной областях. Тамбовская область и ЕАО также не внесли средств на капремонт региональной собственности, в этом же списке Пензенская область.


Уровень оплаты взносов муниципалитетами, в собственности которых находится наибольшее по сравнению с федеральными и региональными владельцами число жилых помещений, составляет порядка 50%. Это в среднем по исследованным регионам, но ситуация в каждом из них может существенно различаться. Где-то взносы на капремонт муниципальной собственности по состоянию на конец лета вообще не были оплачены.


В целом же по всем трем типам собственности наихудшим образом с уровнем оплаты взносов из числа исследованных регионов дела обстоят в Тамбовской (0%), Пензенской (2%), Ульяновской (4,6%), а также Еврейской автономной (7%) областях, Республике Калмыкия (8%).


Какого рода наказания ожидают неплательщиков из числа собственников приватизированного жилья, вопросов не вызывает – здесь законодательством предусмотрен стандартный набор процедур. Собственники несут гражданско-правовую ответственность за неуплату ежемесячных взносов за капремонт в первую очередь в виде платы неустойки. В соответствии с Жилищным кодексом ее размер составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки. На особо злостных неплательщиков получатель взносов может подать в суд с последующим принудительным взысканием неплатежей. В этом случае должник будет обязан еще и возместить судебные издержки. Далее может последовать отключение горячей воды, электричества, канализации. Наконец, граждане, имеющие задолженность по взносам на капремонт, лишаются права получить субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.


При том большая часть этих мер почему-то федеральных, региональных и муниципальных собственников жилого фонда не касается. Исключение составляют лишь пенни, начисляемые им за просроченные платежи. Тем более что здесь в основном речь идет о квартирах в социальном найме для малоимущих граждан, где непосредственно жильцов можно наказывать только за неоплату жилищно-коммунальных услуг. Взносы же за капремонт – целиком и полностью обязанность наймодателя как собственника.


«Там, где государство в лице региональных и муниципальных властей выступает в роли собственников помещений, оно должно служить примером добросовестности в вопросах финансовой дисциплины. Необходимо повышать исполнительскую дисциплину, ужесточая ответственность органов власти за несвоевременные платежи за капремонт. Недопустимо, когда региональные программы капремонта реализуются только за счет граждан-собственников», – заявил директор Центра «Народная экспертиза» Николай Николаев.