Источник: ОНФ
Эксперты рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» провели мониторинг проектов концессионных соглашений по передаче объектов ЖКХ в частные руки, осуществляющихся в регионах во исполнение поручения президента о повышении эффективности жилищно-коммунального хозяйства. Однако, как выяснили активисты ОНФ, большинство концессий не соответствуют сути поручения президента: часто не предусматривают никаких обязательств концессионеров реконструировать переданные им объекты ЖКХ, внедрять новые технологии и снижать аварийность, а заявленные объемы инвестиций в принципе не могут обеспечить выполнение этих задач. Эксперты ОНФ призывают правительство остановить бездумную раздачу госимущества и четко прописать обязательства концессионеров в законодательстве. В противном случае вместо модернизации коммунального хозяйства страна получит лишь очередной виток роста тарифов.
Экспертами ОНФ было проанализировано 1 тыс. 461 концессионное соглашение в сфере ЖКХ, размещенное в настоящий момент на сайте Минстроя (655 из них – уже завершены). Однако оказалось, что почти четверть этих соглашений (24%) заключается не более чем на три года – недостаточный срок для проведения реконструкции и возврата вложенных инвестиций. По сути, как отмечают эксперты Народного фронта, такие соглашения не имеют отношения к концессии, а являются простой передачей объектов в аренду на краткосрочный период.
Оптимальный же срок для проведения модернизации объекта без резкого повышения тарифов – главное условие концессии – составляет 15 и более лет. Однако количество таких соглашений составляют всего 12,6%. Почти треть концессий заключаются на 5–10 лет (30%). Это дает основание полагать, что такие соглашения рассчитаны в первую очередь на извлечение прибыли из объекта, а также не позволят инвесторам при возврате инвестиций избежать значительных темпов роста тарифов.
В поручении президента РФ от 9 июля 2013 г., данном по итогам Государственного совета, говорится о необходимости снизить к 2017 г. не менее чем в 1,5 раза количество аварий и чрезвычайных ситуаций при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов, а к 2018 г. уменьшить до нормативного уровня технологические потери коммунальных ресурсов при их транспортировке по сетям.
«По нашему мнению, Минстрой должен разработать типовое концессионное соглашение в сфере ЖКХ с обязательным включением целевых показателей, установленных президентом, – считает эксперт рабочей группы «Качество повседневной жизни» ОНФ, депутат Госдумы Валерий Гальченко. – Требования модернизировать объекты концессии прописаны в законе «О концессионных соглашениях». Но к каким целевым показателям стремиться и кто их устанавливает в законе – не указано».
Мониторинг ОНФ показал, что в большинстве проектов соглашений и технической документации отсутствуют требования по снижению количества аварий и теплопотерь. В тех же случаях, когда такие требования установлены, они значительно ниже, чем прописаны в поручениях главы государства.
Кроме того, заявленные объемы инвестирования могут обеспечить лишь проведение частичного текущего или косметического ремонта. Так, в Республике Татарстан по концессионному соглашению сроком на один год передано шесть котельных и пять объектов водоснабжения. При этом предельный размер инвестиций не превышает 60 тыс. руб. на один объект (всего на 11 объектов 600 тыс. руб.). В Уйском районе Челябинской области требования к инвестору котельной еще ниже: 160 тыс. руб. за три года. В результате вместо полноценного ремонта проводятся работы по побелке, штукатурке внутренних стен здания и покраске оконных рам.
В Малоярославецком районе Калужской области в концессионном соглашении сроком на 15 лет установлено задание по замене тепловых сетей и реконструкции котельной без указания конкретных мероприятий и их ориентировочной стоимости. Концессионер, получая объект ЖКХ, инвестирует собственные средства только по истечении четырех лет с момента заключения соглашения и в размере всего 370 тыс. руб. ежегодно.
При этом банковские гарантии, призванные обеспечить добросовестную работу концессионера и страхующие граждан от того, что владелец котельной, собрав платежи, не скроется вместе с ними, нередко либо очень низкие (50 тыс. руб.), либо, как, например, в Варненском и Уйском районах Челябинской области, вообще отсутствуют.
«Такие случаи просто вопиющи. Президент поручил передать объекты ЖКХ в концессию именно для того, чтобы снизить уровень аварийности и провести модернизацию, а в регионах услышали только одно поручение – по-быстрому передать все в частные руки. При этом раздача объектов происходит при прямом игнорировании требований Владимира Путина – Минстрой не упоминает о них ни в проектах соглашений, ни в уже заключенных договорах. Хотя времени для внесения изменений, разработки типового концессионного соглашения с учетом президентского поручения было более чем достаточно», – подчеркивает Валерий Гальченко.
ОНФ обратил внимание на проблему концессий в ЖКХ после того, как журналисты г. Бердска (Новосибирская область) обратились в Центр правовой поддержки журналистов с сигналом о том, что чиновники не предоставляют информацию о состоянии теплового хозяйства города и перспективах его развития, в то время как власти планировали передать на сомнительных условиях в концессию на 25 лет объекты городского теплоснабжения.
Эксперты отмечают, что в Бердске Новосибирской области на период объявления администрацией города конкурса на сдачу объектов теплоснабжения в концессию значительная (по стоимости) часть имущества находилась под арестом. Но тем не менее 8 сентября 2015 г. концессионное соглашение было подписано и только после того, как Бердский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области не зарегистрировал данное соглашение в положенные сроки, был обнаружен факт запрета регистрационных действий в отношении указанного имущества.
«Нынешнее законодательство содержит лишь общие требования к концессионным соглашениям, но не включает конкретных целевых показателей, не предусматривает ответственности концессионеров за неисполнение условий концессии по модернизации. Итогом такой бездумной передачи в частные руки станет возврат объектов государству через 10–15 лет в еще худшем состоянии, что неизбежно приведет к росту тарифов для населения. Необходимо внести изменения в законодательство, конкретизирующее обязательства концессионеров. Минстрой в свою очередь должен контролировать процесс передачи объектов ЖКХ, иначе произойдет простое разбазаривание имущества. Мы направим в правительство и Контрольное управление президента результаты нашего мониторинга и надеемся на оперативные и адекватные решения по серьезной корректировке ситуации с фактическим разбазариванием объектов ЖКХ под видом исполнения поручения президента», – резюмирует Гальченко.