НОВОСТИ ЖКХ

Среди нареканий россиян на ЖКУ лидируют вопросы начислений за услуги

Источник: ЖКХ Контроль


НП «ЖКХ Контроль» подвел результаты Рейтинга проблем ЖКХ за 2015 год.


Исследование сформировано на основании обращений граждан в общественные приемные Центров общественного контроля по вопросам ЖКХ в субъектах РФ (31979 обращений). В настоящее время НП «ЖКХ Контроль» создал Центры общественного контроля, объединяющие НКО, работающие в сфере жилищного просвещения и защиты прав граждан в 84 субъектах. Центры являются ресурсными площадками для поддержки и развития активности граждан в вопросах ЖКХ: в них работают общественные приемные, «горячие линии», ведется просветительская деятельность.


Первые три места рейтинга заняли проблемы начисления платы за ЖКУ, управления многоквартирным домом и качества поставляемых коммунальных услуг.


Комментарий исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» С.Разворотневой:

— Проблемы начисления платы за ЖКУ являлись лидерами рейтинга на протяжении трех кварталов 2015 года. Люди не понимают, за что они платят и почему цены постоянно растут, а качество услуг не меняется. К сожалению пока усилия, предпринимаемые органами власти по повышению прозрачности начислений, не дали результатов, которые бы увидели потребители. Особенно остро стоит проблема начислений за тепло. Отопление – не только самая затратная, но и самая запутанная статья расходов. Ежемесячная оплата теплоносителя (вне зависимости от отопительного сезона), перерасчеты в конце года – все это делает практически невозможным для потребителя проконтролировать правильность начислений. Однако в 4 квартале 2015 года неожиданно в лидеры вырвались проблемы, связанные с качеством коммунальных услуг. И проблемы опять-таки были связаны с теплом. Начало отопительного сезона вызвало у многих граждан массу неприятных вопросов – особенно в Московской, Смоленской областях и г.Санкт-Петербург.


Вопросы управления МКД традиционно занимают лидирующие места в рейтинге. Во II-III квартале эта тема стала чуть более острой, переместившись на второе место. Это было связано с введением лицензирования и участившимися конфликтами в связи со сменами управляющих организаций. В IY квартале актуальность вопроса несколько снизилась. А вот тема капитального ремонта теряла свою актуальность на протяжении всего года. Наибольшее количество обращений по вопросам капитального ремонта поступило в 1 квартале 2015 (2 место в рейтинге проблем), наименьшее – в IY квартале 2015 года (5 место). При этом обращения становятся все менее политизированными и все больше касаются конкретных вопросов отдельного дома.


Что больше всего беспокоило граждан России

в жилищно-коммунальной сфере по итогам 2015 года?

(ТОП-10 тем обращений по версии НП «ЖКХ Контроль») с поквартальной выкладкой




Детализация проблем:


 1. Начисление платы за ЖКУ:

  • проблемы с начислением платы за жилищно-коммунальные услуги
  • перерасчеты
  • формирование платежных документов
  • дополнительные платежи
  • в том числе проблемы с начислением платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды – 586 обращений (7 % от всего объема).




2. Управление МКД:

  • управление многоквартирными домами (проблема двойных платежных документов)
  • законность действий ТСЖ, ЖСК, управляющих организаций (в том числе вопросы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности)
  • раскрытие информации управляющими организациями
  • проведение общих собраний собственников – 191 обращение (2,3 % от всего объема):



— проблемы при проведении

— проблемы исполнения принятых решений

 

3. Качество коммунальных услуг:

  • Температура горячей воды и отопления ниже нормы, низкое давление воды в системе, вода не соответствующего качества (цвет, запах и пр), перебои с поставкой электроэнергии, не соответствующее напряжение в сети и т.п.



4.Капитальный ремонт:

  • сроки проведения капитального ремонта
  • размер взноса на проведение капитального ремонта
  • отсутствие информации о региональных программах проведения капитального ремонта.



5.Неудовлетворительное состояние МКД:

  • ненадлежащее оказание услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов.



6.Проблемы, связанные с индивидуальными и общедомовыми приборами учета:

  • приобретения
  • установки
  • эксплуатации.



7.Аварийное и ветхое жилье:

  • с признанием многоквартирных домов аварийными
  • со сроками переселения
  • с качеством вновь возводимых многоквартирных домов.



8.Иные темы:

  • использование общего имущества многоквартирного дома
  • социальный наем
  • жалобы на действия и бездействия уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, влияющих на соблюдение прав и законных интересов граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства
  • коррупционная составляющая



Справка: Сеть общественного контроля в сфере ЖКХ создана на основании п.2, пп. ж Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и функционирует в настоящее время в 84 субъектах РФ (региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (РЦОК) не создан в г. Севастополь).


Основные направления деятельности Центров включают осуществление общественного контроля за:

1. Капитальным ремонтом многоквартирных домов


Через анализ содержания региональных программ капитального ремонта МКД (и, где это требуется, инициирование корректировки сроков и содержания программ); контроль за ходом и консультирование и обучение собственников в процессе приемки произведенных работ.


2. Переселением граждан из аварийного жилищного фонда


В том числе, контроль сроков и качества строительных работ, а также устранения недоделок и брака, допущенных в ходе строительства. В 2014 году представители региональных центров провели проверки 1400 домов, выявленные нарушения переданы для сведения в Фонд содействия реформированию ЖКХ, в профильные региональные ведомства. В течение трех кварталов 2015г. представители РЦОК провели 2165 проверок многоквартирных домов, построенных в 2014-2015 годах, по программам переселения граждан и выявили нарушения более 515 сданных домах.

По итогам проверок представители НП «ЖКХ Контроль» продолжили осуществлять контроль за устранением выявленных нарушений.

Также представители региональных центров приняли участие в подавляющем большинстве выездных проверок Фонда.


3. Введением лицензирования и работой УК


Представители региональных центров общественного контроля вошли в состав региональных лицензионных комиссий.


4. Начислением платы за коммунальные платежи и тарифами на коммунальными ресурсы Как на уровне конкретных потребителей, управляющих и ресурсоснабжающих организаций, так и на уровне отдельных регионов.



5. Организация широкого общественного обсуждения проблем ЖКХ, экспертиза нормативно-правовых актов



6. Жилищное просвещение