Источник: ОНФ
На сегодняшний день в России зарегистрировано почти 16 тыс. управляющих компаний (УК). При этом тем объемам средств, которые проходят через управляющие компании на рынке услуг ЖКХ, аккумулирующим как бюджетные деньги, так и деньги собственников квартир, могут позавидовать банковские организации. В то же время движение средств внутри этого рынка отследить практически невозможно – уровень прозрачности здесь минимален и по сути находится в зачаточном состоянии, отмечают эксперты Центра независимого мониторинга исполнения указов президента РФ «Народная экспертиза».
«Как показывает практика, принимаемые меры, направленные на очищение сферы ЖКХ от мошенников и недобросовестных компаний, недостаточно эффективны. К сожалению, Минстрой РФ разрабатывает меры самостоятельно, хотя совершенно логично было бы обратиться к практике регулирования финансовых рынков, которая отлично подошла бы и для рынка ЖКХ. Еще 15 лет назад и банковский, и страховой рынки были крайне непрозрачными, здесь сплошь и рядом практиковались схемы по обналичиванию и уходу от налогов, была неразбериха с наименованиями и т.д. Но регулятор поэтапно вводил санкции и законодательные ограничения. Примерно за пять лет финансовая сфера преобразилась кардинально. Конечно, периодически и здесь случаются акты мошенничества со стороны игроков или внезапные банкротства, но в целом рынок зарегулирован очень жестко», – подчеркивает директор Центра «Народная экспертиза» Николай Николаев.
Финансовые компании постоянно ощущают на себе пристальное внимание надзора, и регулярно появляются сообщения об отзыве лицензий у банков и страховщиков. На рынке уже давно не встречаются случаи, когда наименования страховых компаний совпадают и это в результате вводит в заблуждение потребителей. «А что сейчас на рынке ЖКХ? Управляющие компании сегодня широко применяют прием введения в заблуждение схожестью наименований. К примеру, регистрируют «УК ЖКХ», «ЖКсервис», «ЖКХсервис» и т.п. В результате гражданам направляются платежки за услуги от компаний-близнецов. Причем нередко все реквизиты совпадают полностью, различаются только в ИНН и ОГРН, и попробуй в такой ситуации разберись, где подлинный платежный документ, а где фальшивка», – отметил Николаев.
По его словам, при желании такие проблемы можно быстро решить: достаточно взять на вооружение прием, использованный при ликвидации «двойников» в страховом секторе: в 2005 г. в федеральный закон об организации страхового дела включен пункт о том, что основанием для отказа в выдаче лицензии является использование соискателем наименования, созвучного с тем, каким пользуется другой субъект страхового дела. В этом случае очень быстро будут сняты вопросы, связанные с махинациями на этой почве.
Еще одним действенным механизмом для очищения рынка ЖКХ может стать введение публичных «черных списков» недобросовестных участников аналогично тому, как это было сделано в финансовом секторе. Сегодня топ-менеджеры и даже бенефициары банков и финансовых компаний, у которых были отозваны лицензии за отмывание, вывод активов или преднамеренное банкротство, попадают в специальный список и не могут претендовать на аналогичные позиции, им также отказывают в покупке банка или страховой компании.
«Почему мы не можем сделать такой же «черный список» в сфере ЖКХ и на рынке управления многоквартирным фондом? Народ должен знать своих «героев», а они, в свою очередь, не должны портить жизнь людям», – заявил директор Центра «Народная экспертиза».
Как отмечают эксперты, рынок управляющих компаний в настоящее время представляет аморфную массу, где список участников размыт и деперсонализирован. Этим активно пользуются многочисленные мошенники. Нередко встречаются примеры, когда УК исчезают с невыполненными обязательствами, а люди оказываются в бедственном положении и не могут достучаться ни до госжилинспекции, ни до чиновников.
«Минстрою РФ не надо ничего выдумывать. Просто надо использовать имеющийся у нас эффективный опыт по обеспечению прозрачности финансовых компаний. Тем более что нынешние проблемы по своей природе очень схожи с теми, которые мешали нормальной работе финансового сектора 15–20 лет назад. Нужно просто проявить решимость», – резюмировал Николаев.