НОВОСТИ ЖКХ

В настоящее время в России фактически отсутствует целостная система технического учета состояния жилищного фонда

Источник: Счетная Палата РФ


Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ использования бюджетных средств региональными операторами при реализации установленных функций (совместно с Контрольно-счетной палатой Московской области)».

Объекты экспертно-аналитического мероприятия: Правительство Московской области; Минстрой Московской области; Министерство ЖКХ Московской области; Минстрой России; Минфин России; государственная корпорация - Фонд содействия реформированию ЖКХ; Росфиннадзор; Росреестр, Росимущество, правительства и контрольно-счетные органы 12 регионов (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Дагестан, Республика Тыва, Забайкальский край, Пермский край, Воронежская область, Тверская область, Республика Крым, Чукотский автономный округ, г. Москва, г. Санкт-Петербург и г. Севастополь).

Исследуемый период: 2014-2015 гг.

С докладом выступил аудитор Юрий Росляк.


Как было отмечено на Коллегии, в 2012 г. в Жилищный кодекс были внесены изменения, определившие порядок проведения капремонта, принципы организации данной работы, права и ответственность участников процесса. «В настоящее время формирование региональных систем капремонта общего имущества многоквартирных домов в целом завершено во всех 85 регионах, включая Республику Крым и г. Севастополь», - сообщил в ходе своего выступления аудитор Юрий Росляк.


В то же время проведенный анализ показал, что предусмотренные Жилищным кодексом 11 обязательных условий для проведения капремонта (создание регионального оператора, определение порядка исполнениям им своих функций, утверждение региональной программы капремонта и краткосрочного плана по ее реализации, определение минимального взноса на капремонт и т.д.) на региональном уровне полностью выполнены только в г. Санкт-Петербурге.


По состоянию на 1 января 2016 г. в рамках долгосрочных (на 30-летний срок) региональных программ в целом по Российской Федерации завершен капремонт в 21,3 тыс. многоквартирных домов (МКД) общей площадью 65,6 млн. кв. метров, в которых проживают 2,5 млн. человек. Стоимость выполненных работ за счет всех источников финансирования (Фонд ЖКХ, средства региональных и местных бюджетов, средства собственников жилья) составила 51,43 млрд. руб. Всего региональными программами запланировано проведение работ по капремонту в 735,5 тыс. МКД общей площадью 2,3 млрд. кв. метров.


При этом ни один из анализируемых регионов (за исключением Тверской и Воронежской областей) в 2014 и 2015 гг. не выполнил в полном объеме принятый в рамках региональной программы краткосрочный план капремонта.


Как показал анализ региональных программ капремонта, полный перечень видов работ по капремонту, определенный частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса*, был предусмотрен только в г. Санкт-Петербурге, Республике Дагестан и Тверской области. «При этом, - подчеркнул Юрий Росляк, - ремонт лифтовых шахт не предусмотрен ни в одном из анализируемых регионов, а замена лифтового оборудования только в 7 регионах (Москва, Санкт-Петербург, Забайкальский и Пермский края, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Дагестан, Тверская область). Программами также не предусмотрена возможность проведения дополнительных работ по повышению энергоэффективности зданий (утепление фасадов зданий, оконная столярка, установка автоматики сантехнических устройств и т.д.)».


В Минстрое согласились, что не все виды необходимых работ прописаны в региональных планах и программах капремонта. «Например, там, где срок службы лифтов уже истек, и их значительное количество. Однако почему-то в краткосрочной программе нет ни одного лифта на замену. Дано поручение всем субъектам Российской Федерации представить нам актуализированные планы выполнения работ на 2016 г. для того, чтобы там были действительно те виды работ, которые необходимо делать оперативно», - пояснил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Андрей Чибис.


В ходе проведенного анализа были установлены недостатки в части нормативно-правового регулирования.


Так, Правительством до настоящего времени не принят ряд необходимых нормативно-правовых актов, регламентирующих порядки проведения региональными операторами закупок товаров, работ и услуг; отбора кредитных организаций для открытия своих счетов; учета и контроля за использованием полученных средств господдержки и собственников помещений.


Не утвержден порядок и условия размещения региональным оператором временно свободных средств фонда капремонта в российских кредитных организациях. «В условиях финансово-экономического кризиса и высокого уровня инфляции (11,4% - в 2014 г. и 12,9% - в 2015 г.), - отметил Юрий Росляк, - отсутствие указанного нормативного акта создает риски обесценивания средств граждан в виде взносов на капремонт и выполнения региональных программ капремонта в запланированных объемах».


По словам Андрея Чибиса, в ближайшее время ситуация должна измениться к лучшему. «В июле 2015 г. был принят Федеральный закон № 176-ФЗ о внесении изменений в Жилищный кодекс, где мы еще больше ужесточили ряд отдельных требований. Под внесенные изменения необходимо было выпустить всего 15 нормативных правовых актов. На рассмотрении в Правительстве Российской Федерации находятся три из них. Остальные уже приняты, в том числе акты, предусматривающие ужесточение требований к раскрытию информации, усиление финансового контроля, введение квалификационных требований для лиц, замещающих должность руководителя регионального оператора», - рассказал представитель Министерства.

На Коллегии была также отмечена необходимость формирования реестра проектной документации повторного применения на проведение капремонта для однотипных домов промышленных серий, так как его отсутствие приводит к дополнительным расходам средств фондов капремонта и увеличению сроков подготовки документации.


Андрей Чибис согласился с необходимостью создания банка типовых проектов. По его словам, сейчас перед Минстроем поставлена задача утвердить, правда, пока только в укрупненном виде сметные нормативы по видам работ, поскольку «предельная стоимость работ от субъекта к субъекту с одинаковыми климатическими, логистическими условиями в ряде случаев разнится». Тем не менее, в рамках исполнения направленного ранее Предписания Счетной палаты, Минстрой обязан разработать сметные нормативы, в том числе и для капитального ремонта.


Проведенный анализ показал, что в настоящее время в России фактически отсутствует целостная система технического учета состояния жилищного фонда, что содержит риски необоснованного включения (или исключения) МКД в региональную программу; нарушения порядка очередности проведения капремонта; необоснованного определения необходимого перечня и состава работ.

Отдельное внимание на Коллегии было уделено вопросам полноты и своевременности уплаты взносов на капремонт за счет средств бюджетной системы.


Как показал проведенный анализ, несмотря на наличие значительного количества помещений, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности**, ведение обособленного учета расходов на оплату взносов на капремонт и начисленных штрафных санкций действующими указаниями Минфина о порядке применения бюджетной классификации не предусмотрено, что не позволяет определить необходимый объем бюджетных ассигнований на эти цели в расходах федерального бюджета.


Согласно данным выборочного анализа, в 2014-2015 гг. по большинству помещений, находящихся в оперативном управлении и хозяйственном ведении Минфина, Минстроя, Росреестра, Росимущества и подведомственных им учреждений и организаций (расположенных в Москве и в целом на территории России) уплата взносов на капремонт не производилась. Бюджетные ассигнования на указанные цели в 2016 г. отдельно также не предусмотрены. «По данным Минстроя России и Фонда ЖКХ задолженность по взносам на капремонт по помещениям, находящимся в федеральной собственности, в 2015 г. составила около 119 млн. руб. при собираемости взносов на капремонт по таким помещениям менее 1%», - сообщил Юрий Росляк.

Аналогичная ситуация отмечается и на региональном уровне. Так, в 2014 г. бюджетные ассигнования на указанные цели не были предусмотрены в 4 анализируемых регионах (Пермский и Забайкальский край, Воронежская и Тверская области), в 2015 г. – в 6 регионах (республики Дагестан и Тыва, Тверская и Воронежская области, Пермский край, Чукотский АО). На 2016 г. бюджетные ассигнования на уплату взносов на капремонт предусмотрены только законами о бюджете Кабардино-Балкарской Республики, Забайкальского края, Санкт-Петербурга, Тверской области и Москвы.


Основная причина неуплаты взносов на капремонт - низкая платежная дисциплина и недостаточная бюджетная обеспеченность. Вместе с тем несвоевременная уплата взносов на капремонт содержит риски вынужденного выделения дополнительных бюджетных ассигнований из средств федерального, региональных и местных бюджетов в случае предъявления региональными операторами претензий по уплате взносов и штрафных санкций или их последующего взыскания в судебном порядке.


Еще один актуальный вопрос - это размер взноса на капремонт и его достаточность. Как было установлено в ходе анализа, минимальный размер взноса на капремонт за 1 кв. метр общей площади значительно различается в зависимости от региона (от 2 руб. - в Санкт-Петербурге, до 15 руб. – в Москве).


Минстрой также подтвердил наличие проблемы с занижением платы за капитальный ремонт в ряде регионов. «Если брать в качестве наиболее яркого примера случай с Санкт-Петербургом, очевидно, что установленный там взнос, не покрывает те виды работ, которые необходимо делать. Поэтому из бюджета города выделяются значительные субсидии на эти цели, - рассказал Андрей Чибис. - Если говорить про цифру, то, например, в 2014 г. – это 7 млрд. руб., в 2015 г. эта цифра была чуть больше. Хотя там действительно выполнены все работы, мы считаем такой подход к проведению капремонта неправильным». По мнению заместителя министра, таким образом, оказывается социальная поддержка всем категориям граждан, а не только тем, кто имеет право на соответствующие льготы.


Всего в 2015 г. собрано 96,9 млрд. руб. взносов собственников помещений, доля собираемости в среднем составила около 76%, что на 11% больше аналогичного показателя за 2014 г. Крайне низкая собираемость взносов на капремонт (менее 20%) отмечается в Чукотском АО, Кабардино-Балкарской Республике, республиках Ингушетия, Северная Осетия – Алания, Тыва и Дагестан.

Выводы Счетной палаты во многом совпали с результатами анализа, проведенного Контрольно-счетной палатой Московской области.


Так, в Московской области до настоящего времени не принят нормативный акт, определяющий критерии включения многоквартирных домов в Региональную программу. Не проведена актуализация Региональной программы на 2016 г.


«Организация, отобранная для разработки проектной документации, не имела установленного опыта работы; переданная ею проектная документация не прошла, государственную экспертизу, сроки разработки документации нарушались, а штрафные санкции не взыскивались. В связи с тем, что работы по разработке проектной документации и строительному контролю осуществлялись привлеченными по договору организациями, расходы на содержание Фонда, по нашему мнению, могут быть оптимизированы за счет частичного сокращения его сотрудников, отвечающих за выполнение аналогичных функций», - рассказала Председатель Контрольно-счетной палаты Московской области Татьяна Крикунова.

Краткосрочный план капитального ремонта на 2014-2015 гг. был утвержден в объеме 15,2 млрд. руб. Однако фактически израсходовано 8,1 млрд. руб., из них средств областного и местных бюджетов - около 18%. Неиспользованный остаток средств на 1 января 2016 г. составил 9,2 млрд. руб.


Стоимостные показатели Плана реализации в 2014-2015 гг. выполнены на 88,4 %. План реализации программы за 2014-2015 гг. по общестроительным работам выполнен почти на 60%, по замене лифтов на 90%. «При этом в сметной документации на замену лифтов стоимость материалов и деталей, получаемых от разборки конструкций, не учитывалась, что свидетельствует о наличии возможности по оптимизации расходов средств, направляемых на проведение капремонта», - отметила Председатель КСП Московской области.


При осмотре 13 многоквартирных домов, где капитальный ремонт осуществлялся с участием бюджетных средств, КСП Московской области установлено завышение объемов работ, выполненных подрядными организациями и факты оплаты фактически невыполненных работ на общую сумму 6,4 млн. руб. Указанные средства возмещены в соответствующие бюджеты в полном объеме.


Отмечены также случаи неполной и несвоевременной уплаты взносов на капремонт различными органами власти и подведомственными им учреждениями и организациями. «Задолженность по уплате взносов на капремонт на 01.01.2016 г. составила более 300 млн. руб., у 56 различных органов и учреждений она составляла более 3 месяцев. Претензионно-исковая работа фактически не велась», - уточнила представитель КСП Московской области.


Коллегия приняла решение направить информационные письма в Правительство Российской Федерации и Правительство Московской области. Отчет о результатах проверки будет направлен в палаты Федерального Собрания.


Справочная информация:

*Согласно части 1 статьи 166 Жилищного кодекса указанный перечень работ содержит 6 видов работ: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.

**Всего по данным Росреестра на начало 2016 г. в федеральной собственности находилось около 172 тыс. различных помещений, расположенных в МКД, общей площадью 22,6 млн. кв. метров, в региональной собственности – около 708 тыс. помещений площадью 53,6 млн. кв. метров, в муниципальной собственности – 622,4 тыс. помещений площадью 302 млн. кв. метров. При этом исчерпывающей информацией по объектам, находящимся в федеральной, региональной и муниципальной собственности, Росреестр не обладает. Так, в полном объеме указанные сведения отсутствуют по Республике Дагестан и Чеченской Республике и частично – по г. Севастополю, Санкт-Петербургу, Астраханской области и Чукотскому АО.

В ходе анализа также были установлены расхождения между данными Росреестра и данными анализируемых регионов по количеству и площади помещений, находящихся в региональной собственности. Так, общее расхождение по Кабардино-Балкарской Республике, Забайкальскому краю, Республике Тыва, Санкт-Петербургу и Тверской области составляет 4 384 помещения общей площадью более 1 359 тыс. кв. метров.