НОВОСТИ ЖКХ

Плата за лишнее отопление жилого дома

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года предусматривают (см. п.п.(в) п.3), что коммунальная услуга по отоплению предоставляется потребителю круглосуточно в течение отопительного периода.


Однако, сказанное не означает, что потребитель никак не участвует в организации подачи отопления в жилой дом – согласно п.п.(г) п.3 вышеназванных Правил предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах.


По смыслу федерального закона РФ № 190-фз от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении» (см.п.9 статьи 2) управляющая компания ЖКХ, а также управляющие жилыми домами ТСЖ и ЖСК являются потребителями тепловой энергии, т.е. лицами, приобретающими тепловую энергию (мощность), теплоноситель для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.


Таким образом, теплоснабжение жилых домов по умолчанию осуществляется в течение отопительного периода (сезона), если иное не будет следовать из требований потребителя (управляющая компания ЖКХ, ТСЖ и ЖСК) об объеме этого необходимого коммунального ресурса.


И все бы ничего, но на практике теплоснабжающая организация нередко игнорирует требования потребителя об объеме поставляемого в жилой дом тепла.


Например, весной это проявляется в период завершения отопительного периода (сезона), когда управляющая компания ЖКХ, ТСЖ и ЖСК, желая сэкономить деньги собственников помещений в жилом доме, «досрочно» (т.е. до издания «официального распоряжения») требует от теплоснабжающей организации ограничить поставляемый объем ставшего временно «лишним» отопления жилого дома.


Стоит заметить, что возможность заявления потребителем такого требования предусматривают не только вышеуказанные «общие» правила предоставления коммунальных услуг, но и «специальный» нормативный акт в сфере теплоснабжения - Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ №808 от 8 августа 2012 года (см.п.76 и п.82):


  • «76. Ограничение и прекращение подачи тепловой энергии потребителям может вводиться в следующих случаях:


наличие обращения потребителя о введении ограничения…»


  • «82. Ограничение режима потребления тепловой энергии может быть полным или частичным.



Полное ограничение режима потребления влечет за собой прекращение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю путем осуществления переключений на тепловых сетях. При отсутствии такой возможности прекращение подачи тепловой энергии осуществляется путем отсоединения теплопотребляющих установок потребителя от тепловой сети. Возобновление режима потребления после введения полного ограничения режима потребления осуществляется за счет потребителя на основании расчета затрат теплоснабжающей организацией, но не может рассматриваться как новое подключение и не требует заключения нового договора о подключении к системе теплоснабжения, за исключением случаев введения ограничения режима потребления в результате самовольного подключения теплопотребляющих установок к тепловым сетям.

Частичное ограничение режима потребления влечет за собой снижение объема или температуры теплоносителя, подаваемого потребителю, по сравнению с объемом или температурой, определенными в договоре теплоснабжения, или фактической потребностью (для граждан-потребителей) либо прекращение подачи тепловой энергии или теплоносителя потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца. Поставщик освобождается от обязанности поставить объем тепловой энергии, недопоставленный в период ограничения режима потребления, введенного в случае нарушения потребителем своих обязательств, после возобновления (восстановления до прежнего уровня) подачи тепловой энергии.»


Пункт 80 Правил организации теплоснабжения предусматривает и ответственность теплоснабжающей организации за неисполнение требования управляющей компании ЖКХ, ТСЖ и ЖСК об ограничении (прекращении) подачи тепловой энергии в жилой дом:

«80. В случае нарушения теплоснабжающей (теплосетевой) организацией порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии такая организация обязана возместить возникшие в результате данного нарушения убытки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.»


Иными словами, сумма переплаты за поставленное тепло после получения теплоснабжающей организацией требования об ограничении (прекращении) подачи тепловой энергии в жилой дом должна быть возвращена управляющей компании ЖКХ, ТСЖ и ЖСК в соответствии с нормами ГК РФ.


Однако, руководителям управляющих компании ЖКХ, ТСЖ и ЖСК и стоящим за ними собственникам помещений в жилых домах не стоит обольщаться – судебное взыскание с теплоснабжающей организации суммы переплаты за поставленное «лишнее» тепло рискует столкнуться с непреодолимыми юридическими тонкостями.


Так, например, вышеуказанные Правила организации теплоснабжения (см. п.83) фактически перекладывают на самих же потребителей выполнений действий по ограничению (прекращению) подачи тепловой энергии в жилой дом:

«83. При невыполнении потребителем действий по самостоятельному ограничению режима потребления и отсутствии технической возможности введения частичного ограничения силами теплоснабжающей или теплосетевой организации потребитель обязан обеспечить доступ к принадлежащим ему теплопотребляющим установкам уполномоченных представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации для осуществления действий по ограничению режима потребления.»


Вот и выходит, что действующее федеральное нормативное регулирование вопросов теплоснабжения жилых домов фактически не учитывает обоснованное мнение потребителей, возлагая на них бремя несения расходов за качество административных решений об объемах поставки тепла в жилые дома.