Источник: ОНФ
Управляющие организации не заинтересованы в обслуживании старых многоквартирных домов, где требуется большой объем ремонтных работ, а платежеспособность жильцов невысокая. В результате тысячи домов, износ которых составляет свыше 60–70%, остаются без коммунального обслуживания и ремонта. Эксперты ОНФ считают, что местным властям необходимо взять на себя контроль за обслуживанием такого жилья. Чтобы ветхий жилой фонд не остался без управляющих компаний, предлагается выставлять на конкурсы по техобслуживанию жилого фонда смешанные лоты, в которые будут включены как новые, так и старые дома.
Обращения граждан по поводу отказа управляющих организаций от обслуживания многоквартирных домов (МКД) с высоким процентом износа поступают в ОНФ из Башкортостана, Марий Эл, Хабаровского края, Саратовской, Кировской, Пензенской, Курганской, Нижегородской, Оренбургской, Омской и Новосибирской областей.
По мнению экспертов рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни», проблемы по обслуживанию старого и ветхого жилья начались в стране еще в 2014 г., после вступления в силу Закона о государственном регулировании предпринимательской деятельности по управлению МКД. Согласно ЖК РФ, если количество жалоб в ГЖИ превышает 15% от общей площади обслуживаемых домов, то управляющую компанию, в ведении которой они находятся, лишают лицензии.
Но загвоздка в том, что большинство обращений поступает именно от собственников старого и ветхого жилья. Любой, даже текущий, ремонт в таких домах по сути становится капитальным. Выполнить же его за счет средств, собранных жителями, зачастую невозможно. Сами жильцы, как показывает практика, ведут себя пассивно в выборе способа управления своего дома, а также имеют задолженности по счетам за квартиру.
Как следствие, управляющие организации, как коммерческие, так и муниципальные, отказываются от обслуживания ветхих домов. Так случилось в 2015 г. в Новосибирске, где более 170 МКД остались без постоянного коммунального обслуживания, в Хабаровске пострадали 744 дома. В Омске 700 домов были брошены управляющими компаниями прямо перед отопительным сезоном. В Саратове 88 многоквартирных домов остались без обслуживания из-за того, что управляющие компании просто не стали участвовать в конкурсах по их отбору.
Как свидетельствует официальная статистика сайта по проведению торгов, в 2015 г. из-за отсутствия участников не состоялись 8335 конкурсов по отбору управляющей организации. В частности, в Нижегородской области несколько домов проходят конкурсы по отбору управляющей организации уже в третий раз. Ситуацию на контроль взяли местные активисты ОНФ.
«По закону, по тем домам, где конкурс не состоялся, в случае если собственники сами себе не выберут управляющую компанию, в течение трех месяцев объявляется новый конкурс. Процедура затягивается на достаточно продолжительный срок, а дома стоят без обслуживания, и их состояние, и без того не самое лучшее, ухудшается» – рассказала член штаба ОНФ в Нижегородской области, руководитель региональной рабочей группы «Качество повседневной жизни» Елена Ленина, которая возглавляет областной профсоюз работников жизнеобеспечения.
Елена Ленина привела пример, как благодаря вмешательству активистов Народного фронта одну из муниципальных управляющих организаций, отказавшуюся от дома с большим процентом износа, по суду обязали продолжать его техническое обслуживание. А в Арзамасе, где управляющая компания отказывалась продлевать договор по управлению 181 МКД, «фронтовики» организовали круглый стол с участием всех заинтересованных сторон, и в результате договор был продлен.
Однако, чтобы пресечь тенденцию ухода управляющих организаций от обслуживания старого фонда жилья в масштабе страны, как считают эксперты ОНФ, необходимы коррективы в Жилищный кодекс и отдельные положения Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. При этом ведущую и координирующую роль по контролю и организации обслуживания многоквартирных домов, оставшихся без управляющих организаций, должна играть муниципальная власть.
Эксперты ОНФ, в частности, предлагают разработать методику, по которой муниципалитеты будут составлять смешанные лоты с включением МКД с низким, средним и высоким износом, чтобы исключить случаи, когда управляющие организации игнорируют конкурсы по обслуживанию изношенного фонда жилья.
Член рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Светлана Калинина считает, что при проведении конкурсов по отбору управляющих компаний необходимо учитывать ценообразование и финансовые возможности граждан. «В данном случае было бы целесообразно в условиях конкурса разместить только перечень работ, необходимых для выполнения, без указания их стоимости. А управляющие организации при подаче заявки на конкурс будут сами предлагать цену за свои услуги, исходя из заявленного перечня работ и своих затрат. Таким образом, выиграет конкурс организация, предложившая наименьшую цену. Чтобы исключить претендентов, необоснованно завышающих стоимость работ, муниципалитетам также необходимо установить предельно возможную стоимость с учетом платежеспособности жильцов того или иного дома», – подчеркнула Калинина.
Обязательным для органа местного самоуправления эксперты также предлагают сделать проведение периодических проверок (например, один раз в полгода) качества выполнения управляющей компанией заявленных работ и, соответственно, установить ответственность за ненадлежащее обслуживание МКД, вплоть до расторжения договора и приостановления лицензии. Чтобы ветхие дома не оставались без управляющих компаний, планируется ввести алгоритм, по которому государственный жилищный надзор по реестру лицензий субъектов РФ будет отслеживать факты, когда дом остается без управляющей компании, и в этом случае экстренно обращаться к местным властям, чтобы те решали проблему.
Все перечисленные инициативы эксперты ОНФ планируют детально обсудить на ближайшем заседании рабочей группы «Качество повседневной жизни».