НОВОСТИ ЖКХ

Жильцы должны активнее пользоваться законным правом на получение информации от управляющей компании

Источник: ОНФ


Собственники жилья, чтобы не платить лишнего и точно знать, на что расходуются их деньги, должны налаживать диалог с управляющей компанией (УК) и взять на себя контроль за ее работой, полагают эксперты ОНФ. Жилищный кодекс РФ обязывает УК обеспечивать свободный доступ граждан к информации о показателях финансовой деятельности, услугах и работах, а также ценах на ресурсы.


С 1 июля в очередной раз выросли тарифы на коммунальные услуги. В преддверии этого события жильцы многоквартирных домов стали еще активнее жаловаться на то, что они и без того переплачивают за ЖКУ, при этом часто для них остается загадкой, из чего вообще складываются суммы в платежках. Однако попытки людей разобраться в этом наталкиваются на молчание со стороны УК.


Очень часто опасения жильцов многоквартирных домов касательно неверно начисленных платежей имеют под собой основания. В СМИ регулярно появляется информация о том, что активным собственникам квартир удалось отстоять свои права в спорах с управляющими организациями.


Так, в июне 2016 г. жители поселка Прибрежный Калининградской области отсудили у МУП «Калининградтеплосеть» 28 тыс. руб., которые они переплатили за горячую воду за восемь месяцев. В Иркутской и Кемеровской областях в прошлом году были возбуждены уголовные дела о присвоении десятков миллионов рублей, полученных управляющими компаниями в качестве платы за коммунальные услуги. В Томской области четыре управляющие компании завышали размер платы за содержание и ремонт жилых помещений на 20–50%, по этим фактам возбуждено более пятидесяти административных дел, а общая сумма штрафов превысила 450 тыс. руб.


Согласно опросам ВЦИОМ, проведенным в 2015 г., 20% респондентов считают, что сумма, которую они платят за коммунальные услуги, обычно рассчитывается неправильно, 43% – сослались на непрозрачный порядок расчета стоимости услуги, а 39% – пожаловались на «приписки» к счетам за коммунальные услуги.


Региональные управления Государственной жилищной инспекции завалены жалобами граждан на работу управляющих компаний. Но ждать, когда в ситуации разберутся сотрудники ГЖИ, приходится долго, а отдавать деньги за непонятным образом начисленные коммунальные услуги – каждый месяц. В этой ситуации эксперты ОНФ советуют жильцам взять контроль в свои руки и наладить диалог с родной управляющей компанией. Правда, те, кто проявляют подобную активность, нередко сталкиваются с нежеланием сотрудников УК делиться информацией и, получив отказ, прекращают попытки защитить свои права.


Между тем на защите этих прав стоит ст. 161 Жилищного кодекса РФ, согласно которой управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, услугах и работах по содержанию и ремонту общего имущества в доме, их стоимости, ценах на ресурсы в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными правительством РФ.


Данные стандарты предусматривают, что упомянутые сведения должны быть в обязательном порядке размещены на сайте «Реформа ЖКХ», а также на официальном сайте управляющей компании либо на сайте регионального правительства или органа местного самоуправления. Если же на территории муниципалитета нет Интернета, эти сведения должны публиковаться в местных официальных СМИ. Также эти данные должны размещаться на стендах в помещении управляющей организации и предоставляться на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде. А с января 2017 г. вся эта информация в обязательном порядке должна будет появляться и в новой Государственной информационной системе (ГИС) ЖКХ. Отказ в предоставлении информации жильцы могут обжаловать в суде.


Но, несмотря на требования закона, управляющим компаниям по-прежнему далеко до информационной открытости. Так, в мае 2016 г. московское отделение ОНФ провело мониторинг и выяснило, что деятельность более 25% столичных УК остается закрытой для собственников. По состоянию на 15 мая 191 управляющая компания из 758, получивших лицензию, не опубликовала на сайте «Реформа ЖКХ» необходимую информацию о своей деятельности.

Порой же размещенные данные оказываются недостоверными. К примеру, в ходе внеплановой проверки ГЖИ Приморского края в отношении ООО «УК Эгершельд ДВ» было установлено, что организация не имела законных прав для направления квитанций в 13 домов и вводила собственников в заблуждение, размещая на сайте «Реформа ЖКХ» недостоверную информацию о домах, находящихся под ее управлением.


«Информация в ЖКХ крайне закрытая, из чего складываются тарифы на те или иные услуги, людям непонятно. А простые жители домов, общественники – дилетанты в этой сфере: им коммунальщики какие-то свои загадочные аргументы на словах привели – люди толком ничего не поняли, руки сложили, а управляющая компания получила возможность работать и дальше так, как выгодно ей. У нас в Республике Бурятия, по моим впечатлениям, только треть УК работает на совесть – на них не поступают жалобы. А многие с жильцами обслуживаемых домов вообще не церемонятся: люди жалуются, что у них без предупреждения отключили холодную и горячую воду и даже не дают информацию, когда ее вернут, что вообще случилось. И тем не менее есть четкая тенденция: управляющая организация работает лучше там, где жильцы готовы спросить с нее, как тратятся их деньги, и дойти до контролирующих органов, если понадобится», – прокомментировал ситуацию журналист, депутат Улан-Удэнского горсовета, эксперт рабочей группы ОНФ «Общество и власть: прямой диалог» Николай Будуев.


По его мнению, все это говорит о том, что собственникам жилья никак нельзя пускать дело на самотек – необходимо самостоятельно осуществлять контроль за работой УК, налаживать с ней диалог. И если в публичном доступе не удалось найти информацию о финансово-хозяйственной деятельности, тарифах ресурсоснабжающих организаций и т.д., то гражданам надо запрашивать необходимые сведения, ссылаясь на положения Жилищного кодекса РФ.