НОВОСТИ ЖКХ

В Генеральной прокуратуре РФ прошло совещание по борьбе с преступностью в ЖКХ

Источник: Генеральная прокуратура РФ


В Генеральной прокуратуре Российской Федерации под председательством Генерального прокурора Российской Федерации Юрий Чайки состоялось Координационное совещание руководителей правоохранительных органов Российской Федерации.


В мероприятии приняли участие члены Координационного совещания, а также другие руководящие сотрудники федеральных правоохранительных органов, Администрации Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального собрания РФ, ряда министерств и ведомств.


На совещании обсуждались вопросы эффективности работы и межведомственного взаимодействия правоохранительных органов по борьбе с преступностью в сфере жилищно-коммунального хозяйства за 2014-2015 гг. и в начале 2016 г.


С вступительным словом к присутствующим обратился Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка. Он отметил, что сегодня жилищно-коммунальное хозяйство является базовой отраслью экономики страны. На развитие ЖКХ и его модернизацию государством направляются значительные финансовые средства, что нередко притягивает нечистых на руку чиновников, руководителей ресурсных и обслуживающих предприятий.


Неслучайно руководством страны обращается внимание на оздоровление этой сферы, ее очищение от разного рода серых схем, воровства и коррупции. Как следствие - правоохранительными органами принимаются значительные усилия для выявления и пресечения преступлений в этой отрасли.


Уделяется внимание проблемам незаконного участия государственных и муниципальных служащих в управлении организациями ЖКХ, неправомерного использования муниципального имущества, завышения тарифов, несоблюдения стандартов оказания услуг. На протяжении последних трех лет ежегодно выявляется более 2,5 тыс. преступлений в сфере ЖКХ (c полным текстом вступительного слова можно ознакомиться здесь).


С основным докладом по теме мероприятия выступил заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Виктор Гринь. Он отметил, что только в рамках прокурорских проверок в 2015 году в жилищно-коммунальном комплексе выявлено более 334 тысяч нарушений законодательства. За 5 месяцев текущего года их количество уже превысило 177 тысяч. Начиная с прошедшего года, по результатам прокурорского реагирования к различным видам ответственности привлечено свыше 100 тысяч должностных и юридических лиц (в 2015 г. – более 68 тыс., в 2016 г. – 33 тыс.).


По-прежнему актуальным является вопрос, связанный с неправомерным установлением размеров платежей за жилищно-коммунальные услуги, подчеркнул заместитель Генерального прокурора Российской Федерации. Другой острой проблемой остается обеспечение конституционных прав граждан на проживание в комфортных и безопасных условиях, реализуемое через программы по переселению из аварийного и ветхого жилья. Так, по данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, в 2015 году переселение, на реализацию которого еще в 2013 и 2014 годах предоставлялась финансовая поддержка, не завершено более чем в 39 субъектах. При этом не было переселено свыше 37 тыс. нуждающихся, хотя все средства для этого имелись.


Не менее проблемной является и сфера реализации программ капитального ремонта жилого фонда. По данным автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ», в 2015 году собрано свыше 98 млрд. рублей взносов собственников помещений на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах. Вместе с тем итоги надзорных мероприятий свидетельствуют о значительной распространенности случаев несоблюдения порядка использования указанных денег.


В целом же число преступлений, совершаемых в сфере ЖКХ, на протяжении последних лет остается стабильно высоким. Начиная с 2014 года, на территории России ежегодно регистрировалось более двух тысяч шестисот преступных деяний этой категории. Размер причиненного ими ущерба только в прошедшем году составил 6,5 млрд. рублей. При этом существенные нарекания вызывает работа органов дознания и предварительного следствия в указанной сфере.


Несмотря на многочисленные обращения граждан о нарушениях в указанной сфере, распространенной остается практика вынесения необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел. В первую очередь это касается органов дознания МВД России, которыми по сведениям прокуроров, в 2015 году принято около 7 тыс. таких незаконных решений, что существенно больше аналогичного показателя 2014 года (6097).


Нередко недостатки в деятельности правоохранительных органов списываются ими на пробелы в действующем законодательстве. Между тем и после соответствующих изменений положений закона ожидаемые улучшения в работе наступают не всегда. В июне 2015 года в Жилищный кодекс Российской Федерации были внесены поправки, касающиеся признания решений и протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах официальными документами. Вследствие этого, теперь за противоправные действия, связанные с их подделкой, предусматривается уголовная ответственность по ст. 327 УК РФ.


Несмотря на полностью сформированную законодательную базу, органы дознания не торопятся возбуждать и расследовать уголовные дела о подобных преступлениях. Так, по результатам проверок около 230 сообщений о подделке обозначенных документов во втором полугодии 2015 года возбуждено всего 60 уголовных дел. За 5 месяцев текущего года их количество увеличилось лишь незначительно (99).


Одновременно прокурорами практически всех субъектов устанавливались случаи неоднократного вынесения необоснованных решений об отказе в возбуждении уголовных дел данной категории. В частности, за 5 месяцев 2016 года в рамках надзора отменено 73 % от общего количества постановлений данного вида.


Между тем, подделка протоколов общих собраний, как правило, осуществляется с целью принятия решений о выборе способа управления, замене руководства и т.д. в обход мнения собственников жилых помещений, что приводит к грубому нарушению их прав.

Вынесение незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела характерно и для следственных органов.


В МВД России на протяжении 2015 года прокурорами признано необоснованными около 700 таких решений (699). Их число в 2,5 раза превысило аналогичный показатель 2014 года (275).


Негативно сказываются на результатах борьбы с преступностью в сфере ЖКХ и недостатки, допускаемые в ходе расследования преступных деяний. О ненадлежащем качестве следствия свидетельствуют многочисленные случаи вынесения постановлений о приостановлении и прекращении производства по уголовным делам при явной неисследованности обстоятельств, имеющих существенное значение. При этом количество таких фактов увеличивается. Данное упущение в разной степени характерно для всех ведомств.


Отмеченные недостатки неизбежно приводят к необоснованному затягиванию расследования.

По данным ГИАЦ МВД России, в 2015 году по уголовным делам об одной тысяче ста тридцати четырех преступлениях в сфере ЖКХ предварительное расследование продлено на срок до года. А это более чем треть от 3,5 тысяч преступных деяний, уголовные дела о которых находились в производстве в указанный период (1 134 из 3 586).


В связи с грубыми нарушениями требований ст. 6.1 УПК РФ о соблюдении разумных сроков уголовного судопроизводства в адрес руководителей органов следствия и дознания прокурорами внесено свыше 980 актов реагирования. Их число по сравнению с 2014 годом возросло более чем на четверть (с 771 до 986). В текущем году подобные акты уже внесены практически по каждому третьему делу, находящемуся в производстве. Отмечу также, что названные нарушения устанавливались на всей территории России и были характерны для всех ведомств.

Не менее остро стоит вопрос, связанный с возмещением ущерба, причиненного преступлениями, совершенными в сфере ЖКХ.

Приходится констатировать, что восстановление имущественных прав граждан и организаций, пострадавших в результате преступных посягательств, по-прежнему рассматривается в качестве второстепенной задачи.

Об этом свидетельствует пассивность правоохранительных органов при реализации полномочий, предусмотренных статьей 115 УПК РФ.

Несмотря на наблюдавшийся в 2015 году рост заявленных ходатайств о наложении ареста на имущество, их суммарное количество не достигло и пяти сотен (463). При этом названная обеспечительная мера в среднем была принята лишь по шестой части расследовавшихся уголовнхы дел. Нередко в суд с соответствующими ходатайствами должностные лица правоохранительных органов обращались лишь после вмешательства надзирающих прокуроров.


Негативное влияние на обеспечение возмещения ущерба, причиненного преступлениями, оказывает и невысокий уровень межведомственного взаимодействия.


В результате в рамках расследования в истекшем году обеспечено возмещение лишь 32,5 % от более чем шестимиллиардного ущерба, причиненного преступлениями в сфере ЖКХ (чуть более 2 миллиардов рублей из 6,5 миллиардов рублей).


Благодаря мерам, принятым прокурорам для устранения выявленных нарушений, к ответственности привлечено 544 должностных лица (в 2014 г. – 390).


При таком значительном количестве нарушений, допускаемых в сфере ЖКХ, не вызывает удивления колоссальный объем жалоб граждан на несоблюдение их прав, - подчеркнул заместитель Генерального прокурора Российской Федерации. Практически повсеместно граждане вынуждены обращаться в прокуратуру в связи с неоднократным принятием незаконных решений по заявлениям, направленным ими в правоохранительные органы, а также волокитой в ходе расследования.


Только в истекшем году прокурорами разрешено свыше 121 тыс. обращений по вопросам, связанным с несоблюдением законодательства в названном секторе. Их рост по сравнению с 2014 годом составил 15 % (106279). При этом по результатам рассмотрения доводы каждой четвертой жалобы в итоге нашли свое подтверждение. При этом число обращений, касающихся нарушений, допускаемых правоохранительными органами при выявлении и расследовании преступлений, совершенных в сфере ЖКХ, в 2015 году увеличилось вдвое (с 441 до 779). Из них обоснованными признано также в 2 раза больше жалоб, чем в предыдущем году (с 50 до 91).


В завершение своего выступления Виктор Гринь обратил внимание участников Координационного совещания на необходимость объединения усилий правоохранительных, контролирующих, законодательных и иных органов государственной власти в целях обеспечения законности в сфере ЖКХ, защиты прав граждан и интересов государства.


После него с докладами по теме мероприятия выступили Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень, генеральный директор – председатель правления государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Константин Цицин, начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации Андрей Курносенко и руководитель Главного управления процессуального контроля Следственного комитета Российской Федерации Аркадий Мажаев.


По итогам координационного совещания его участники выработали ряд предложений, реализация которых будет способствовать наиболее эффективному пресечению преступных проявлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В частности, предполагается поручить Генеральной прокуратуре Российской Федерации совместно с другими правоохранительным органам рассмотреть вопрос о целесообразности подготовки предложений законодательного характера, направленных на совершенствование механизма защиты финансовых ресурсов ЖКХ от неправомерных посягательств. Выдвинуты и иные предложения, предусматривающие активизацию работы правоохранительных органов на данном направлении.


Подводя итоги Координационного совещания, Генеральный прокурор Российской Федерации отметил, что состоявшееся обсуждение определило круг проблем, для решения которых потребуется реализация совместных согласованных мероприятий.