Источник: ОНФ
Низкое качество капитального ремонта в многоквартирных домах – одна из самых распространенных жалоб граждан, с которыми они обращаются в ОНФ. Но контроль за качеством по-прежнему остается недостаточно эффективным. Для улучшения ситуации правительству РФ надо в кратчайшие сроки утвердить порядок проведения общественного контроля в жилищной сфере и установить ответственность руководителей регоператоров капремонта за отсутствие с их стороны контроля за качеством работ. К таким выводам пришли эксперты ОНФ, рассмотрев доклад кабмина о ходе исполнения соответствующих поручений президента.
Проанализировав доклад правительства РФ о том, как исполняются поручения главы государства по разработке системы ценообразования в капитальном ремонте, а также созданию эффективной системы контроля за качеством выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, эксперты ОНФ пришли к выводу, что поручения президента до сих пор не выполнены в полном объеме. И это несмотря на то, что за прошедшее время удалось принять ряд эффективных нормативно-правовых актов. При этом срок исполнения поручений истек еще 1 октября 2014 г.
Так, по мнению экспертов Народного фронта, лишь частично было выполнено поручение по созданию эффективной системы контроля за качеством выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. 1 июля 2016 г. правительство приняло постановление, которым предусмотрено проведение предварительного отбора подрядных организаций, по итогам которого формируется реестр квалифицированных подрядных организаций в каждом регионе страны. Подрядчики, вошедшие в реестр, должны соответствовать уровню квалификации, опыту, иметь соответствующих специалистов. Эксперты ОНФ считают, что принятие этих критериев позволит повысить эффективность отбора подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов (МКД).
Вместе с тем активисты региональных отделений Общероссийского народного фронта весной 2016 г. опросили собственников помещений в многоквартирных домах для оценки качества выполнения работ по капремонту. Опрос показал, что в 24 из 72 регионов, где прошел мониторинг, более 50% жителей не удовлетворены качеством капитального ремонта.
Низкое качество капремонта – одна из самых распространенных жалоб граждан, с которыми они обращаются в ОНФ. Так, в июне этого года 10,7% обращений касалось проблемы капремонта, в июле – 12,6%.
«Механизмы контроля за качеством ремонтных работ по-прежнему недостаточно эффективны. Для улучшения ситуации правительству необходимо в ближайшее время утвердить порядок проведения общественного жилищного контроля в соответствии со ст. 12 Жилищного кодекса РФ. Он должен предусматривать механизмы, способы и формы такой работы, а также правила, в соответствии с которыми общественные контролеры смогут направлять свои запросы в органы власти, а те – рассматривать такие обращения», – отметил представитель рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Павел Жбанов.
Эксперты Народного фронта также обращают внимание на то, что законодательством до сих пор не установлена ответственность руководителей региональных операторов капремонта за отсутствие с их стороны контроля качества ремонта. Обязательное участие руководителей регоператоров в оценке работ, считают в ОНФ, позволило бы проводить контроль на более профессиональном уровне.
Положительным результатом работы кабинета министров по исполнению упомянутых поручений эксперты считают принятие поправок в Градостроительный кодекс РФ, касающихся регулирования ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности. Теперь в жилищной сфере стало обязательным применение сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр: это позволит сократить сроки и стоимость осуществления ремонтных работ, так как подрядчики смогут воспользоваться готовыми расчетами при планировании проведения капремонта. По словам представителей самих подрядных организаций, таким образом они смогут сократить издержки на этапе подготовки к проведению работ.
Кроме того, органы государственной власти РФ получили полномочия по нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразовании при проектировании и строительстве – это позволит сделать работу в данном направлении централизованной и более эффективной.
«Однако для выполнения поручения в полном объеме необходимо разработать правила по определению сметной стоимости капитального ремонта жилых домов, объектов коммунального и социально-культурного значения, а также сроков их осуществления. Минстрой России поручил Федеральному центру ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов разработать эти правила к сентябрю 2016 г. Центр провел торги на выполнение работ согласно конкурсной документации, срок выполнения работы – 180 календарных дней. Однако информации о результатах этой работы в открытых источниках нет, поэтому пока мы не можем определить эффективность и достаточность проделанной работы по исполнению поручения», – пояснил директор Центра технического и сметного нормирования в строительстве, эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Александр Тарада.
С марта 2014 г. согласно указу президента РФ, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина, данному по итогам «Форума действий», создан механизм учета мнения ОНФ при снятии с контроля поручений главы государства. Контрольное управление президента направляет в Народный фронт доклады правительства для подготовки заключений, без которых решение в отношении тех или иных поручений не принимается.