Источник: ЖКХ-Контроль
Общественники и эксперты Удмуртии обсудили последние поправки жилищного законодательства. Ими уточняются сроки введения новых услуг, вводится ответственность за беспечное отношение к газовому оборудованию, информационной открытости. Также они предоставляют собственникам больше возможностей при капремонте домов.
26 декабря состоялось собрание участников Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов Удмуртской Республики». В нем принял участие Марат Исмагилов, Начальник ГЖИ УР – Главный госжилинспектор Удмуртской Республики.
Тема собрания: «Изменения жилищного законодательства». Жилищные активисты, председатели и члены советов домов и правлений ТСЖ обсудили изменения федерального и регионального законодательства, знать которые важно для жителей многоквартирных домов. В частности, это уточнение сроков введения новой коммунальной услуги «обращение с твердыми коммунальными отходами», перенос ОДН из одной категории услуг в другую. А также определение уровня ответственности за нарушение требований: для ТСЖ, управляющих и ресурсоснабжающих организаций – за неразмещение информации в ГИС ЖКХ, для граждан, должностных и юридических лиц – за невыполнение требований к обращению с газовым оборудованием. Продолжает совершенствоваться законодателями и система организации и проведения капремонта многоквартирных домов.
ТКО и ГИС ЖКХ: сроки меняются
Александр Евсеев, председатель Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов Удмуртской Республики», член Общественной палаты города Ижевска, рассказал о новой коммунальной услуге «обращение с твердыми коммунальными отходами». Ранее сообщалось о том, что она будет введена уже с 1 января 2017 года, однако, стало известно, что срок переносится на 1 января 2019 года. Соответствующий федеральный закон приняла Государственная Дума 16 декабря 2016 года. Законопроект 897800-6 в настоящее время рассматривается Советом Федерации, – им, в числе прочего, внесены изменения в федеральный закон от 29.12.2014 N458-ФЗ и от 29.06.2015 N176-ФЗ в части изменения предельного срока вступления в силу норм этой новой коммунальной услуги («обращение с твердыми коммунальными отходами»).
Еще один федеральный закон, который сейчас рассматривается Советом Федерации, был принят 21 декабря 2016 года Госдумой РФ. Этот закон переносит на год позже срок введения в действие ГИС ЖКХ (www.dom.gosuslugi.ru). Теперь управляющие компании, ТСЖ, ресурсоснабжающие организации обязаны размещать информацию в системе с 1 июля 2017 года (а не с 1 июля 2016 г.), а ответственность за нарушение этих требований наступит с 1 января 2018 года (а не с 1 января 2017 г.). До 1 января 2018 года информация должна раскрываться компаниями на сайте www.reformagkh.ru. Возможность проводить голосования в системе ГИС ЖКХ появится у собственников тоже позднее – с 1 января 2018 года.
ОДН переходит в содержание жилья
Согласно Федеральному закону №73-ФЗ от 30.03.2016 года, с 1 января 2017 года плата за общедомовые нужды переходит из коммунальных услуг в жилищные. Это означает, что у собственников, оплачивающих «коммуналку» в Удмуртии напрямую поставщикам ресурсов, не будет строчки ОДН в квитанциях за коммунальные ресурсы. При этом в «жилищных» платежках, которые приходят из управляющей компании, появится новая строчка «коммунальные услуги в целях содержания общего имущества».
Если в коммунальных платежках сумма ОДН была «плавающей» и зависела от объема потребления по приборам учета, то теперь она будет фиксированной, в соответствии с установленными нормативами. Как пояснил Александр Евсеев, нормативы на коммунальные услуги в целях содержания общего имущества должны быть утверждены в 2017 году. Пока их нет, будут применяться нормативы на ОДН, утвержденные Правительством Удмуртской Республики.
Для справки: Норматив потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды в многоквартирном доме утвержден в размере 0,041 куб. м в месяц на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Нормативы на ОДН по электроэнергии установлены дифференцированно: для пятиэтажных домов в размере 2,75 кВт.ч в месяц на кв. метр площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, для 9-этажных домов с лифтами — 3,43 кВт.ч в месяц на кв. метр, для высотных домов — 6,88 кВт.ч в месяц на кв. метр.
Первоначальное включение расходов на коммунальные услуги в целях содержания общего имущества производится без решения общего собрания собственников помещений. При этом закон дает право собственникам устанавливать расходы на содержание общего имущества по договоренности с управляющей компанией, ТСЖ. То есть собственники могут решением общего собрания установить размер платы за содержание жилья в том размере, который соответствует реальным расходам на содержание общего имущества. Например, в том случае, когда фактический размер ОДН меньше нормативов или наоборот, по объективным причинам превышает нормативные значения.
Марат Исмагилов добавил, что ОДН в платежных документах за коммунальные услуги больше фигурировать не будет, соответственно, сумма платы за коммунальные ресурсы уменьшится, за исключением тех многоквартирных домов, где осуществляется непосредственный способ управления. Он также напомнил, что до 1 января 2017 года управляющие организации и товарищества собственников жилья должны были заключить договор с ресурсоснабжающими организациями на приобретение коммунального ресурса для целей содержания общего имущества.
Газовое оборудование в многоквартирном доме
Эксперт Марат Исмагилов предупредил аудиторию об ответственности, которая введена Федеральным законом №412-ФЗ от 05.12.2016. В КоАП РФ появилась статья 9.23. «Нарушение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»:
— административный штраф на граждан в размере от 1 тысячи до 2 тысяч рублей, на должностных лиц – от 5 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – от 40 тысяч до 100 тысяч рублей ВВОДИТСЯ за уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового (ВДГО) и (или) внутриквартирного газового оборудования (ВКГО), если заключение такого договора является обязательным, а также за невыполнение или нарушение требований к качеству и сроку работ и услуг по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО/ВКГО, включенных в перечень, предусмотренный правилами обеспечения безопасного использования и содержания газового оборудования.
— штраф на граждан в размере от 1 тысячи до 2 тысяч рублей, на должностных лиц – от 5 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – от 40 тысяч до 100 тысяч рублей ВВОДИТСЯ за отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО в случае уведомления о выполнении таких работ в установленном порядке, а также – за уклонение от замены оборудования, входящего в состав ВДГО/ВКГО, в случаях, если такая замена является обязательной в соответствии с правилами обеспечения безопасного использования и содержания ВДГО и ВКГО, либо уклонение от заключения договора о техническом диагностировании ВДГО/ВКГО, если заключение такого договора является обязательным.
— штраф на граждан в размере от 10 тысяч до 30 тысяч рублей, на должностных лиц – от 50 тысяч до 100 тысяч рублей, на юридических лиц – от 100 тысяч до 400 тысяч рублей ВВОДИТСЯ за действия (бездействие), предусмотренные частями 1 — 4 настоящей статьи, приведшие к аварии или возникновению непосредственной угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей.
— штраф на граждан в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей, на должностных лиц – от 10 тысяч до 40 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет, на юридических лиц – от 80 тысяч до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток ВВОДИТСЯ за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 — 4 настоящей статьи.
Контроль собственников за спецсчетами
Подробнее Марат Исмагилов остановился на двух изменениях, которые вносятся в Жилищный кодекс РФ по инициативе Госжилинспекции Удмуртской Республики с целью усиления контроля за средствами на спецсчетах со стороны собственников и госжилинспекций. Жилинспекции смогут в рамках проверки получать из банков информацию о движении средств на специальных банковских счетах, не обращаясь за ней к собственникам. Также владельцы спецсчетов будут обязаны направлять в жилищную инспекцию сведения о начисленных, собранных и потраченных средствах со специального счета.
Подробнее – см. предыдущий релиз (№43 от 22 декабря 2016 г.), в котором также содержатся сведения об изменениях в Жилищный кодекс РФ, касающихся системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Так, законопроект, принятый Государственной Думой РФ 16 декабря 2016 года во 2 и 3 чтении, дает собственникам возможность реконструкции общего имущества – например, они могут сменить плоскую кровлю на скатную. Также сокращается с 2 лет до 1 года срок перехода из «общего котла» на специальный счет. Изменения в Закон УР о капитальном ремонте общего имущества, принятые Госсоветом УР 13 декабря 2016 года, предоставили возможность пересматривать размер предельной стоимости каждого из видов услуг/работ по капремонту ежегодно, а не 1 раз в 3 года, как ранее. Этот же закон обязует собственников направлять информацию о выполненных работах в муниципалитет, чтобы своевременно были внесены изменения в региональную программу капремонта.