Источник: ЖКХ Контроль
О новых законодательных мерах, направленных на распространение приборов учета и борьбу с недобросовестностью потребителей, рассказывают специалисты Объединения советов домов Удмуртской Республики.
26 декабря 2016 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 1498, которым вносятся существенные изменения в нормативно-правовые документы, касающиеся содержания общего имущества, предоставления коммунальных услуг, включая регулирование нормативов. Изменения коснулись и потребителей, и исполнителей коммунальных услуг.
Упрощено применение акта фактического проживания
«Одно из давно ожидаемых нами изменений направлено на стимулирование жителей многоэтажных домов к установке приборов учета, – говорит Александр Евсеев, председатель Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР». – Наконец, была значительно упрощена процедура применения акта фактического проживания незарегистрированных граждан. Теперь этот документ действительно позволяет начислять коммунальные услуги по нормативу в тех квартирах, жильцы которых пользуются ресурсами за счет собственников других квартир в доме. Эту поправку мы давно уже обсуждали с председателями советов домов, неоднократно выступали с этим предложением на федеральных мероприятиях, в частности, на прошедшем летом 2016 года в Москве Всероссийском съезде активных собственников жилья. Радует, что наша инициатива нашла свое отражение в Постановлении Правительства России».
Напомним, что если в квартире не установлены счетчики, плата за электричество, водоснабжение (холодное и горячее) и водоотведение начисляется по нормативу, устанавливаемому Правительством региона на 1 проживающего – постоянного или временного жильца. Постоянно проживающим гражданином считается тот, кто зарегистрирован в квартире. Временно проживающим – тот, кто не имеет регистрации, однако, пользуется квартирой и потребляет коммунальные услуги, это могут быть родственники собственников или зарегистрированных граждан, квартиранты.
О количестве граждан, временно проживающих в квартире, должен сообщать собственник квартиры. Однако если собственник уклоняется от своей обязанности, то количество жильцов может фиксироваться актами фактического проживания. По мнению жилищных общественников, порядок их применения до внесения последних изменений, был переусложнен и труден для исполнения. После того как акт составлялся комиссией из управляющей компании, председателя совета дома, и 2 незаинтересованных лиц, требовалось направить его в федеральную миграционную службу или в органы внутренних дел. Те, в свою очередь, должны были выйти с проверкой на указанный адрес и также подтвердить наличие временно проживающих без регистрации граждан, составив на них административные протоколы. Исполнитель коммунальных услуг мог начислить плату на фактически проживающих жильцов, только имея на руках два документа: акт фактического проживания и постановление о привлечении этих граждан к административной ответственности.
Выявить незарегистрированных потребителей коммунальных услуг было очень сложно, а назначить административный штраф – практически невозможно. Часто оказывалось, что в квартире вообще никто не был зарегистрирован (или только 1 человек), а по факту проживало несколько человек, активно и безучетно потребляющих коммунальные услуги. Если неоприборенных квартир в доме было несколько, это серьезно сказывалось на объемах общедомовых нужд для всех жителей, а после введения в июле 2016 года нормативного ограничения на ОДН для потребителей стало приводить к убыткам управляющих организаций и ТСЖ.
«Сейчас ситуация изменилась. Согласно изменениям жилищного законодательства, акт фактического проживания может быть подписан любым членом совета многоквартирного дома, и он сам по себе является доказательством проживания незарегистрированных граждан в конкретной квартире, – пояснил Александр Евсеев. – Кроме того, с 2017 года если в квартире ни один человек не зарегистрирован и отсутствуют счетчики, а совет дома не обнаружил временных жильцов, плата за коммунальные услуги будет начислена по нормативу, исходя из количества собственников данной квартиры. Эти меры подталкивают граждан установить счетчики и платить за свое реальное потребление коммунальных услуг».
Отменен перерасчет платы при временном отсутствии потребителя
Ранее при отсутствии в квартире счетчиков допускался перерасчет платы за коммунальные услуги при временном отсутствии потребителя более 5 дней подряд. Для этого в адрес исполнителя коммунальных услуг было необходимо подать заявление и подтверждающие документы. Теперь такой перерасчет не допускается, за исключением тех квартир, где установка счетчиков невозможна в силу отсутствия технической возможности.
Ужесточены последствия несанкционированного подключения к сетям и вмешательства в работу счетчиков
В случае выявления несанкционированного подключения квартиры к внутридомовым инженерным сетям, ее собственник будет обязан выплатить стоимость полученных таким способом коммунальных услуг, при этом начисление будет производиться, исходя из объемов, определенных по максимальной мощности п одключенного оборудования. С 2017 года появилось новшество: если определить максимальную мощность невозможно, то объем определяется по нормативу, увеличенному в 10 раз, на каждого фактически проживающего в квартире гражданина, а при их отсутствии – на каждого собственника.
В случае, если исполнитель коммунальной услуги обнаружит, что потребитель допустил несанкционированное вмешательство в работу счетчиков, например, применял магниты, иглы и т.п. для уменьшения показаний, он производит доначисление платы, также исходя из объемов ресурсов, определенных по десятикратному нормативу на каждого проживающего, а при их отсутствии – на каждого собственника.
В обоих случаях доначисление производится с даты несанкционированного подключения или применения средств, направленных на вмешательство в работу приборов учета. Если указанную дату определить невозможно, доначисление производится за последние три месяца.
СПРАВОЧНО: За месяц семья из трех человек потребляет по счетчикам около 2-3 кубометров горячей воды и платит за это, примерно, 200-300 руб. При оплате по нормативам она заплатила бы за 9,66 кубометров воды по стоимости почти 1000 рублей. С учетом повышающего коэффициента, применение которого началось 1 января 2017 года, плата этой семьи только за горячую воду увеличится до порядка 1500 рублей. Если же жильцы в этой же квартире решат сэкономить незаконными способами и произведут манипуляции с прибором учета, то им придется заплатить 10 000 руб. за месяц, даже если счетчик покажет, что они потребили на сумму лишь 150-200 рублей.
Как отметил руководитель лекторской группы Федерального проекта «Школа грамотного потребителя» в Удмуртской Республике Тимур Ахметвалеев, принятые поправки могут показаться очень суровыми в отношении потребителей, до сих пор не установивших счетчики. Однако не стоит забывать, что обязанность по оснащению помещений приборами учета была введена для граждан Федеральным законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» еще в 2012 году. При этом государство не стало вводить прямую ответственность за их отсутствие. Вместо этого было решено поэтапно принимать меры, экономически стимулирующие собственника к организации качественного учета потребляемых коммунальных ресурсов в его квартире. Так, с января 2015 года действуют повышающие коэффициенты на нормативы потребления коммунальных услуг. «Поправки, принятые в декабре 2016 года, предлагают целый комплекс мер и делают невыгодным отсутствие счетчика практически для любого потребителя коммунальных услуг в нашей стране», – подытожил Тимур Ахметвалеев.