Источник: ОНФ
Только в половине российских регионов за последние несколько лет были опубликованы рейтинги управляющих компаний (УК). Это установили эксперты Общероссийского народного фронта, проверив в рамках мониторинга сайты официальных органов власти субъектов. При этом в разных регионах количество и содержание критериев, используемых для формирования рейтинга, сильно различается. Между тем в ОНФ отмечают, что рейтинги позволяют повысить ответственность УК, усилить конкуренцию и могут помочь жителям домов при выборе наиболее эффективной управляющей компании. Народный фронт обратится в Минстрой РФ с предложением сделать обязательным проведение рейтинга УК на основании единых критериев, а также ввести ответственность за отсутствие рейтинга на сайтах субъектов РФ.
Разработка рейтингов управляющих компаний предусмотрена в рамках комплекса мер («дорожной карты») по развитию ЖКХ, однако не во всех регионах является обязательной. В разных субъектах такие рейтинги составляют Госжилинспекции, департаменты ЖКХ или региональные администрации. Эксперты ОНФ проанализировали официальные сайты регионов и выявили, что в 41 субъекте такие рейтинги в течение нескольких лет не публиковались. У 44 регионов они на официальных сайтах органов власти размещены, но составлены исходя из разного набора критериев.
Эксперты Народного фронта отмечают, что в настоящее время в РФ нет единого перечня критериев оценки деятельности управляющих организаций. Поэтому их количество и содержание устанавливаются субъектами по своему усмотрению. Например, в Мордовии рейтинг УК формируется на основании 14 критериев, а в Ростовской области – 6 критериев.
Республика Мордовия определяет рейтинг на основании таких критериев, как оценка технического состояния многоквартирных домов (МКД), выполнение работ по ремонту общего имущества МКД, благоустройство и озеленение территории, наличие технических паспортов домов, договоров управления и количество выданных и исполненных предписаний, процент исполнения в срок жалоб и заявлений и др. В Новосибирской области ГЖИ публикует антирейтинг УК. Позиция в перечне, занимаемая управляющей организацией, определена с учетом проведенных мероприятий по контролю, возбужденных дел об административных правонарушениях, наложенных штрафных санкций.
В Республике Крым оценку эффективности деятельности управляющих организаций органы жилищного надзора осуществляли по таким показателям, как количество поступивших жалоб и обращений граждан, число выявленных нарушений, выданных и неисполненных предписаний, факты привлечения управляющих организаций к административной ответственности. В Свердловской области критериями рейтинга являются количество обращений граждан и юридических лиц, число выявленных нарушений, составленных протоколов, а также результаты общественного мнения и др.
«Многие регионы размещают информацию о рейтингах некорректно. Есть субъекты, где самые актуальные из найденных нами рейтингов относятся к 2012 (Санкт-Петербург) и даже 2011 (Тверская, Новгородская области) годам. Помимо того, в ряде регионов ограничились лишь размещением тематических статей, описанием общей картины состояния управляющих компаний, но без четкого указания и обоснования места той или иной УК в рейтинге (Якутия, Красноярский край, Липецкая область). Есть регионы, где на официальных сайтах органов власти существуют разделы о рейтингах УК, но они либо не открываются, либо находятся «в разработке», либо там есть все что угодно, кроме самих рейтингов (например, Тамбовская область)», – рассказал эксперт рабочей группы Народного фронта «Качество повседневной жизни» Максим Акишев.
Между тем, как подчеркивают эксперты ОНФ, рейтинги могли бы повысить ответственность УК и стимулировать конкуренцию между управляющими компаниями. Многочисленные жалобы граждан в Народный фронт свидетельствуют о том, что в большинстве регионов УК некачественно выполняют свои функции, а также зачастую не отчитываются перед жителями о проделанной работе. Одна из причин недобросовестного отношения УК к своим обязанностям – именно недостаток конкуренции и закрытость работы самих управляющих компаний.
Член Центрального штаба ОНФ, координатор Центра мониторинга благоустройства городской среды Светлана Калинина подчеркнула, что жители часто обращаются с вопросом о том, какую управляющую компанию им выбрать для своего дома, так как не могут найти информацию о том, какая УК – лучшая.
«Рейтинги позволят упростить жителям выбор организации, которая будет заниматься обслуживанием их дома, – пояснила Калинина. – Система рейтингов, по нашему мнению, заставит УК прислушиваться к мнению людей. Пока же даже те регионы, которые формируют рейтинги, публикуют их так, что обычные жители с трудом находят эту информацию или вообще не знают о ее существовании. В половине регионов такие списки вообще не опубликованы – и эту ситуацию надо исправлять. Мы также предлагаем аккумулировать на едином ресурсе, например на ГИС ЖКХ, всю информацию о конкретном доме: от поставщиков услуг, надзорных органов и пр. Благодаря единой базе каждый житель получает информацию о том, сколько, например, за год поступило по данному дому обращений, отреагировали ли на них, какие предписания выписаны, устранены ли нарушения».
Народный фронт обратится в Минстрой РФ с предложением сделать рейтинги обязательными для проведения и публикации на официальных сайтах для всех регионов, а также установить ответственность за отсутствие публикации о результатах рейтинга. Кроме этого, представители Народного фронта предлагают усовершенствовать систему ГИС ЖКХ, предусмотрев в удобной форме возможность оценки и размещения отзывов об управляющих организациях собственниками жилья, на основании которых формировался бы народный рейтинг УК, что позволило бы выявить недобросовестные управляющие компании и упростить процесс их выбора на общем собрании жителей.
«Однако важно понимать, что в процесс составления рейтинга нужно активно вовлекать жителей, которые будут оценивать свои управляющие компании. Одним из критериев, который в обязательном порядке будет использоваться при составлении рейтингов, должен быть учет мнения граждан. При этом людей необходимо информировать о данной возможности с тем, чтобы как можно большее количество населения оставило отзывы и приняло участие в голосовании. В итоге это повысит качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг», – заключила Светлана Калинина.