Источник: ОНФ
Главными проблемами жилищно-коммунальной сферы являются неумение ее сотрудников общаться с собственниками жилья, низкая производительность их труда, а также дефицит квалифицированных управленцев, электриков, сантехников и дворников. Таковы данные опроса Народного фронта, проведенного в августе среди экспертного сообщества отрасли в 20 регионах: 74% респондентов работают на предприятиях ЖКХ, остальные представляют общественные организации в этой сфере.
Во время прямой линии в 2017 г. президент РФ и лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин негативно высказался по поводу качества работы управляющих компаний, которые не смогли пройти лицензирование в установленный срок. Глава государства подчеркнул, что нужно сделать так, чтобы уровень качества работы управляющих компаний отвечал предъявляемым требованиям, отметив, что «настойчиво добиваться этого должны региональные и муниципальные власти».
По мнению экспертов ОНФ, неудовлетворительная ситуация в сфере ЖКХ обусловлена в первую очередь нехваткой квалифицированных кадров, а также увеличением возрастного разрыва среди сотрудников, несбалансированностью спроса на специалистов со стороны предприятий ЖКХ и предложением учебных заведений. При этом ЖКХ как высокотехнологичная отрасль требует от специалистов постоянного повышения квалификации, что зачастую не обеспечивается.
На просьбу оценить качество персонала предприятий ЖКХ в своем регионе в целом респонденты ответить затруднились. Это косвенно свидетельствует о неравномерном развитии отрасли и об отсутствии здоровой конкуренции, поскольку на рынке функционируют как предприятия с некомпетентными работниками, так и организации с высококлассным персоналом. Тем не менее в среднем из 10 максимальных баллов эксперты оценили руководящий состав предприятий ЖКХ на 5,5, средний персонал – на 5, а технический персонал – на 4,5 балла.
Среди основных проблем кадров ЖКХ эксперты назвали неумение общаться с собственниками жилья, низкую производительность труда, необязательность профессиональных стандартов для частных компаний, постоянно меняющиеся правила функционирования отрасли, незнание работниками новых технологий, а также отсутствие строгого контроля и ответственности за некачественную работу.
Последний аспект, по мнению экспертов, приводит к отсутствию востребованности профессиональных знаний, поскольку любая работа, вне зависимости от того, насколько хорошо она исполнена, будет оплачена одинаково. Как результат, хорошая работа не получит поощрения, а низкое качество не повлечет за собой ответственность конкретных должностных лиц. Особый акцент большинство экспертов сделали на отсутствии необходимого количества и качества профессиональных образовательных программ, что приводит к большому количеству работников без профильного образования. Также опрошенные указали на низкие зарплаты в отрасли.
Чтобы повысить качество работы в сфере ЖКХ, по мнению респондентов, необходимо ввести обязательные требования к квалификации специалистов всех уровней и обязать руководство управляющих компаний проводить их постоянное обучение. Кроме того, эксперты считают, что нужно повысить личную ответственность руководителей за деятельность сотрудников и за качество предоставляемых услуг. Респонденты также подчеркнули, что особенно важно реализовать принципы прозрачного контроля за деятельностью предприятий ЖКХ и создать равные условия для конкуренции среди организаций.
Кроме того, опрошенные указали на недостаточную эффективность работы Государственной жилищной инспекции, которая, как они считают, должна ужесточить контроль за соблюдением обязательных требований в жилищной сфере и акцентировать внимание на выстраивании правоприменительной практики при спорах в сфере ЖКХ.
Наиболее дефицитными профессиями в ЖКХ оказались квалифицированные электрики, сантехники, а также качественно работающие дворники. Отдельно опрошенные выделили профессиональных управленцев многоквартирных домов, а также квалифицированных юристов, следящих за постоянными изменениями в нормативно-правовой жилищной сфере.
Большинство экспертов сошлось во мнении, что необходимо повышать престиж работы в ЖКХ, иначе в отрасль не придут молодые профессионалы, способные повысить ее общий уровень за счет применения новых технологий. Для этого предлагается проводить информационно-разъяснительную работу, в том числе и с руководством управляющих компаний и ТСЖ, повышать прозрачность финансово-хозяйственной деятельности компаний с целью снижения числа уголовных дел в отрасли, а также активнее привлекать собственников квартир для решения вопросов содержания домов.
«Повысив престиж профессии, мы можем ожидать приток в отрасль качественных кадров, талантливой молодежи. Например, многолетний опыт проведения конкурса «Лучший сантехник» показывает, что изначально органы власти, общественные организации и управляющие компании относились к такой идее достаточно скептически. Но затем постепенно появилось и продолжается появляться все больше заинтересованных людей, готовых тратить ресурсы на развитие профессиональных навыков у молодых специалистов. Нам также необходимо создавать условия, чтобы у руководства отрасли была мотивация повышать квалификацию персонала, обучать работников общаться с людьми, слышать проблемы и нести ответственность за свои решения. И только тогда ситуация в отрасли изменится в лучшую сторону», - отметил эксперт Общероссийского народного фронта Сергей Ермаков.
Чтобы выявить причины, которые препятствуют повышению квалификации кадров, эксперты Народного фронта планируют в ближайшее время провести опрос представителей управляющих компаний. В рамках этого мониторинга предполагается сформулировать предложения по поводу форматов организации подобных образовательных программ. По итогам исследования инициативы, направленные на повышение квалификации кадров в сфере ЖКХ, будут аккумулированы и направлены в Министерство строительства и ЖКХ РФ.