Источник: ОНФ
Опрос, проведенный Народным фронтом, показал, что более половины представителей управляющих компаний (УК) считают целесообразным заводить отдельные расчетные счета для многоквартирных домов. По их словам, это повысит прозрачность деятельности УК, улучшит платежную дисциплину жильцов за услуги ЖКХ, поскольку в данном случае нельзя будет «занять» у соседнего дома, а также сделает более удобным ведение финансовой отчетности для управляющих компаний. Эксперты Народного фронта планируют обобщить результаты серии опросов и вместе с предложениями направить в Минстрой РФ.
Данный опрос был проведен во всех регионах России, в нем приняли участие представители управляющих организаций, у которых в ведении находится от 1 до 500 домов. 35% опрошенных Народным фронтом считают, что прозрачность работы управляющих организаций необходимо повышать, при этом 40,5% придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что их деятельность и так как на ладони. При этом некоторые опрошенные отметили, что работа УК – тот же бизнес, где все карты все же раскрывать не стоит.
Представители управляющих организаций пожаловались на большое количество отчетности перед собственниками, проверяющими органами, информационными системами. Эти отчеты содержат примерно одну и ту же информацию, однако требования к форме у всех разные. В связи с этим поступило предложение запретить всем госорганам повторно запрашивать сведения, которые уже выложены в государственной информационной системе ЖКХ.
Сразу несколько комментариев было посвящено проблеме отсутствия внимания со стороны правительства к нуждам управляющих организаций при послаблении условий работы ресурсоснабжающих организаций. Те, кто считает, что прозрачность необходима, акцентировали внимание на том, что СМИ не должны показывать только негативную сторону их работы, так как это формирует заведомо неправильное восприятие отрасли в целом.
Для того чтобы повысить прозрачность УК, было предложено перевести все отчеты, расчеты, счета в электронный вид, информировать жителей через СМИ, страницы в социальных сетях, мессенджеры, личные встречи. Кроме того, предлагается в отчетах о проделанной работе в домах отражать сведения о том, кто из собственников принял работы и проверил их качество, чтобы ввести личную ответственность за недостоверную информацию. Респонденты активно поддержали функционирование государственной информационной системы, но с оговоркой, что ее нужно сделать технически несложной.
Помимо этого, 55% опрошенных считают, что для каждого дома необходимо заводить отдельный расчетный счет. В пользу данного шага были приведены следующие аргументы: это даст гарантию выполнения всех работ, обеспечит полную подотчетность и прозрачность. При этом ответственность собственников не будет делиться между домами (если один дом платит полностью, а другой нет, то первый не страдает от санкций со стороны ресурсоснабжающих организаций). Также в этом случае ремонтные и прочие работы будут проводиться не по прихоти жильцов и требованиям прокуратуры или государственной жилищной инспекции, а только исходя из собранных с собственников средств, что в свою очередь должно повысить платежную дисциплину с их стороны. Как отмечают представители УК, отдельный расчетный счет для каждого МКД облегчит им ведение финансовой отчетности.
Кроме того, 45% респондентов, не поддерживающих ведение отдельных расчетных счетов для МКД, полагают, что сбор средств в «общий котел» позволяет управляющей компании реализовывать нужды домов по очереди, вне зависимости от собираемости средств, а также снижает общую административную нагрузку на саму организацию, что приводит к уменьшению расходов. При этом сторонники и той, и другой позиции ссылаются на требования законодательства.
А 48% опрошенных представителей управляющих организаций заводят отдельные счета для каждого из обслуживаемых многоквартирных домов, 52% пока этого не делают.
«Переход на отдельные расчетные счета, безусловно, сделает максимально прозрачной деятельность управляющих компаний. Собственники в любой момент смогут посмотреть на сайте УК, сколько денег собрано и на что они расходуются», – подчеркнул эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Дмитрий Стерхов.
Он предложил использовать технологию блокчейна для хранения разного рода информации в деятельности управляющих компаний, пояснив, что она незаменима в секторе ЖКХ, где низкая платежная дисциплина и много посредников.
«Цифровизация системы расчетов за услуги ЖКХ является ключевым вопросом повышения качества и надежности предоставляемых потребителям услуг. ЖКХ относится к тем важнейшим сферам, с которых желательно начать цифровую трансформацию российской экономики. На долю ЖКХ приходится около 6% ВВП, в отрасли работают более 30 тыс. предприятий, суммарная численность персонала превышает 2 млн человек. Блокчейн позволит управлять огромной энергосистемой максимально эффективно, исключив разного рода неточности в передаче информации», – пояснил Стерхов.