Источник: ОНФ
Эксперты Общероссийского народного фронта в октябре провели мониторинг задолженности субъектов РФ по взносам на капитальный ремонт и выявили топ-10 регионов с самыми большими долгами. При этом выяснилось, что в процентном соотношении муниципалитеты должны за капремонт своего жилья больше, чем собственники приватизированных квартир. Эксперты предлагают предусмотреть дополнительные меры и санкции в отношении должников и планируют провести экспертное совещание по упрощению процедуры взыскания задолженности за капремонт.
Эксперты Народного фронта провели мониторинг собираемости взносов на капремонт по состоянию на II квартал 2017 г. (это последние данные, которые представлены на сайте «Реформа ЖКХ»). В целом за этот период собираемость взносов в регионах РФ превысила 80%, при этом со стороны муниципалитетов - менее 75%.
Мониторинг выявил, что меньше всего собрано средств по всем формам собственности в Кабардино-Балкарской Республике (11,69%), Республике Северная Осетия-Алания (14,92%), Республике Ингушетия (16,55%), Республике Крым (18,23%), Республике Дагестан (21,54%), Республике Тыва (27,41%), Забайкальском крае (39,83%), Чукотском автономном округе (45,4%), Республике Адыгея (48,55%) и городе Севастополе (50,99%).
При этом меньше всего взносов на капремонт муниципальной собственности во II квартале удалось собрать в таких регионах, как Республика Ингушетия (8,39%), Пензенская область (9,9%), Республика Дагестан (11,41%), Республика Мордовия (14%), Нижегородская область (17,45%), Тверская область (18,7%), Республика Тыва (18,75%), Республика Хакасия (23,98%), Республика Башкортостан (23,98%), Еврейская автономная область (25,28%).
При этом если в Ингушетии, Дагестане, Тыве собираемость взносов низкая в целом по региону, то есть субъекты, где финансовая дисциплина жителей в несколько раз превышает культуру платежей муниципалитетов. Например, в Республике Мордовия общая собираемость - 77,36%, а вот по муниципалитетам – всего лишь 14%. Правда, и сама сумма, которую муниципальные образования должны регоператорам капремонта, часто составляет небольшую долю от общего размера начислений. Так, в Мордовии во II квартале всего было начислено более 1,9 млрд руб., при этом муниципальным образованиям – всего около 24 млн руб.
Существенная разница в сознательности муниципалитетов и граждан была выявлена в Пензенской области, где общая собираемость достаточно высокая - 86,18%, однако муниципальные образования в массовом порядке отказались платить взносы на капремонт: им было начислено 10,4 млн руб., а оплачено - только 1,03 млн руб.
По данным Минстроя России, задолженность муниципальных образований в 2017 г. увеличилась по сравнению с прошлым годом, в то время как задолженность граждан сократилась по состоянию на II квартал. Основными неплательщиками жилищно-коммунальных услуг являются владельцы инвестиционных квартир - те, кто вкладывает в недвижимость свои сбережения, и асоциальные граждане, которые никаких сбережений, а, часто, и доходов не имеющие.
При этом наиболее добросовестными плательщиками остаются пенсионеры. Социально уязвимые, малоимущие граждане особенно заинтересованы в своевременной оплате взносов, иначе они потеряют субсидии, условием для получения которых является отсутствие задолженности.
Долги по взносам на капремонт болезненны тем, что приводят к затягиванию сроков проведения ремонтных работ в домах. Тем более, что, по мнению ряда экспертов, размер взносов в регионах и без того меньше экономически обоснованных.
«Одной из причин низкой собираемости денег является недостаточная работа сотрудников регоператоров по взысканию задолженностей за капремонт, - отметила член Центрального штаба ОНФ, эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Светлана Калинина. – Поэтому мы предлагаем создать стандарт эффективной деятельности фондов капитального ремонта. С одной стороны, это помогло бы составить рейтинг самых эффективных регоператоров. А с другой стороны, позволило бы избавиться от наименее эффективных структур. В качестве одного из показателей эффективности деятельности можно предложить учитывать уровень собираемости взносов на капитальный ремонт. К примеру, если процент собираемости низкий, то нужно лишать руководителей регоператов премий и бонусов».