Источник: ОНФ
Эксперты ОНФ считают, что введение штрафов за неразмещение данных в ГИС должно быть перенесено в случае, если в кратчайшие сроки не будут устранены существующие проблемы. В работе системы до сих пор сохраняются серьезные технические сбои, она сложна для пользователей, по-прежнему отсутствует интеграция с другими информационными системами.
Эксперты ОНФ связывают это с тем, что в нормативных документах четко не прописаны обязательства оператора ГИС ЖКХ – «Почты России» по развитию системы в соответствии с интересами всех участников коммунального рынка.
Напомним, с 1 января 2018 г. вводится административная ответственность управляющих организаций и ТСЖ за отсутствие или некорректное размещение информации в государственной информационной системе (ГИС) ЖКХ.
«По итогам опроса управляющих компаний из всех регионов страны выяснилось, что они по-прежнему испытывают серьезные технические сложности при работе с системой. Основные проблемы все те же – ошибки в системе, запутанность программы, долгие ответы на запросы, низкий уровень квалификации консультантов, исчезновение уже загруженной на сайт информации и др. В результате полную информацию о домах выкладывают на сайт чуть более половины управляющих организаций (54%), 40,5% раскрывают лишь основные сведения о своем жилье», –рассказала о проведенном в октябре мониторинге член Центрального штаба ОНФ Светлана Калинина.
После того как президент России по итогам межрегионального форума ОНФ в Ставрополе дал поручение правительству о проведении мониторинга работы ГИС ЖКХ, Народный фронт регулярно проводит встречи экспертов и следит за ситуацией. В июне текущего года эксперты ОНФ на встрече с представителями отраслевого сообщества, а также Минкомсвязи и Минстроя России пришли к выводу, что вступающее в силу с 1 июля 2017 г. обязательство для ТСЖ, ЖСК, управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций вносить информацию в систему впоследствии приведет к росту их финансовых издержек и, соответственно, росту тарифов для граждан.
Кроме того, участники совещания отмечали, что наступающая с 1 января 2018 г. административная ответственность за несвоевременное предоставление данных в ГИС ЖКХ может привести к банкротству ТСЖ и ЖСК из-за значительных штрафов. При этом представители сферы ЖКХ постоянно сталкиваются с различного рода техническими ошибками внутри системы, которые не позволяют внести всю необходимой информацию в предусмотренные законом сроки.
Ситуация также усугублялась тем, что с 1 января 2018 г. потребители коммунальных услуг получали право не оплачивать платежки, если они не были опубликованы в системе. Таким образом, в случае сохранения технических недоработок в ГИС ЖКХ возникала реальная опасность массовых неплатежей за коммунальные услуги. На последней встрече эксперты вновь констатировали, что за прошедшее время ответственные министерства так и не сделали работу, необходимую для эффективной деятельности ГИС ЖКХ и снижения упомянутых рисков.
Правительство подготовило законопроект об исключении права потребителей с 1 января 2018 г. не оплачивать услуги ЖКХ из-за отсутствия платежных документов в ГИС ЖКХ, а также снижении административной ответственности на непредставление информации вовремя. Однако документ до сих пор не прошел все стадии рассмотрения в Госдуме, и сохраняется вероятность того, что к 1 января закон принят не будет.
«У нас есть большие опасения, что поправки не будут внесены в этом году. И пока новые правила работы не утверждены, Народный фронт будет настаивать на перенесении даты введения ответственности за некорректное размещение информации в ГИС. Тем более что такую отсрочку получили Москва и Петербург, имеющие гораздо больше возможностей для успешного внедрения системы», – сообщил руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» в Москве Павел Жбанов.
Помимо прочего, директор департамента по работе с регуляторными рисками Росводоканала Антон Чертов заявил, что работа ГИС по-прежнему не отвечает критериям, предусмотренным в законе. По его мнению, перегруз дополнительным функционалом не дает системе развиваться, есть большая проблема с наполнением информационной базы органами власти – из-за этого отсутствуют данные о количестве проживающих в домах, что существенно затрудняет пользование системой.
В свою очередь Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, отвечающее за развитие ГИС ЖКХ, не разделяет обеспокоенности ситуацией. Его представители заверили экспертов, что ошибки в системе, возможно, и присутствуют, но они не мешают работе: у сотрудников министерства на внесение информации по одному дому уходит полчаса, на ежемесячное обновление – 30 секунд. В ответ на эти заявления своим видением происходящего поделилась заместитель директора департамента ЖКХ Минстроя России Ольга Олейникова: кипы ошибок, жалоб, обращений, система плохо структурирована, трудно найти нужную информацию. Павел Жбанов подчеркнул, что Народный фронт донесет до правительства свою позицию и результаты мониторинга для объективной картины происходящего в системе.
Свою позицию по поводу проблемы высказал и эксперт рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика», генеральный директор Фонда цифровых платформ Владимир Румянцев: «Что же касается интеграции различных информационных систем, хочу напомнить, что Минкомсвязи является органом власти, ответственным за программу «Цифровая экономика». И там имеется огромный объем проектов, которые Минкомсвязи же и инициировала и сотрудники которой должны решить большинство этих вопросов – доступности данных, возможности переноса их в другие системы и т.д. Отсутствие адекватных решений этих проблем в рамках реализации программы цифровой экономики мне кажется некорректным для профильного министерства».
Устранению недостатков работы ГИС ЖКХ, а также всех рисков, связанных с работой системы, по мнению экспертов, поспособствует только заключение концессионного соглашения между оператором системы и государством. «Необходимо заключить нормальное концессионное соглашение, где были бы по пунктам прописаны обязательства «Почты России» по развитию ГИС ЖКХ, а также интересы всех заинтересованных сторон: управляющих компаний, ТСЖ, ресурсоснабжающих организаций, государства и потребителей коммунальных услуг. Только в этом случае оператор системы превратит ГИС в нормально работающий инструмент, к которому не будет претензий», – подытожил Владимир Румянцев. Приглашенные на экспертное совещание представители «Почты России» это предложение комментировать не стали.