Источник: ОНФ
Эксперты рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» провели мониторинг итогов работы региональных госжилинспекций (ГЖИ) и выяснили, сколько проверок состояния многоквартирных домов и управляющих организаций они провели в 2016 г. Исследование показало, что в цифрах отчетов есть большое количество нестыковок, но даже по этим данным видно, что нагрузка на одного сотрудника ГЖИ во многих субъектах России заметно выросла, и это не может не сказываться на качестве проверок состояния жилищного фонда, а в конечном итоге – на безопасности жителей. Эксперты ОНФ обратились в Минстрой с предложением изменить порядок расчета численности сотрудников инспекций в соответствии с нагрузкой, а также призывают ГЖИ привести в единую форму данные о проведенных проверках.
Государственная жилищная инспекция – это структура, которая контролирует состояние многоквартирных домов (МКД): следит за качеством содержания и ремонта, проводит инспекционные обследования, в случае нарушений может подать иск с требованием аннулировать или приостановить лицензию недобросовестной управляющей организации. Сотрудники ГЖИ проверяют наличие грамотно составленных договоров на обслуживание газового оборудования, мусорных площадок, лифтов. Особое значение такие проверки принимают при подписании актов готовности к отопительному сезону. Зачастую быстрая реакция сотрудников ГЖИ на ситуацию может предотвратить серьезные нарушения.
«Однако участившиеся случаи взрывов бытового газа, падения лифтов, нарушения при вывозе мусора говорят о невысоком качестве контроля. Результаты мониторинга, который в ноябре провели эксперты Народного фронта, показал, что является одной из причин этого. Мы увидели в регионах огромный разрыв в уровне нагрузки на одного сотрудника. И в тех субъектах, которые вошли в топ-10 нашего рейтинга, число проверок, проведенных каждым работником ГЖИ, явно превышает адекватный показатель, при котором эту работу можно выполнить качественно», – сообщила член Центрального штаба ОНФ Светлана Калинина.
Эксперты Народного фронта проанализировали данные о проверках, проведенных в 2016 г. органами государственного жилищного надзора, а также жилищно-строительного надзора в 76 субъектах России. Из оставшихся регионов восемь вообще не разместили информацию в Государственной автоматизированной информационной системе «Управление». Среди них: Ленинградская, Орловская области, республики Калмыкия, Мордовия, Северная Осетия, Чечня и Кабардино-Балкария, Чукотский автономный округ, а Республика Татарстан представила не весь объем данных.
Используя имеющиеся в системе данные, эксперты составили топ-10 регионов по степени нагрузки сотрудников ГЖИ. Учитывалось общее количество проверок юридических лиц, управляющих компаний и ТСЖ, а также число сотрудников, выполняющих функции контроля, на основании данных, указанных в сведениях о надзоре, в которых могут не учитываться визуальные инспекционные обследования жилищного фонда, а в ряде регионов – проверки в рамках лицензионного контроля.
«Цифры говорят сами за себя: в регионах, занимающих верхние строчки рейтинга, число проверок на одного сотрудника превысило число рабочих дней в году. О каком качестве контроля может идти речь? Примерно такие же вопросы возникают и к регионам, в которых эксперты выявили самую низкую нагрузку. В Тамбовской области, к примеру, на одного сотрудника ГЖИ приходится 11 проверок в год, в Приморском крае – 15. Жильцам в такой ситуации остается верить в компетентность работников своей управляющей компании или рассчитывать на себя. Но ведь сами граждане зачастую просто не знают технические нормативы работы лифтов, газового оборудования, мусоропровода, не информированы о правилах составления договоров и возможностях проверки лицензий организаций, поэтому не могут быть единственным источником информации о нарушениях», – уверена Калинина.
Другая проблема состоит в том, что и официальные отчеты региональных ГЖИ, как оказалось, не являются надежными источниками данных. Инспекции в разных отчетах указывают разные итоговые цифры по нагрузке на одного сотрудника, по количеству сотрудников и проведенных проверок за год.
Например, в докладе Камчатского края указано на одного сотрудника и на семь проверок больше, чем в сведениях о надзоре. Нагрузка в регионе, согласно докладу, составила 314 проверок на сотрудника, а по расчетам, основанным на сведениях о надзоре, этот показатель составляет 294,9 проверки на одну штатную единицу. В Курганской области, согласно докладу, среднее количество проверок на одного инспектора составило 440 против 247,6 в сведениях о надзоре. При этом данные по штатной численности и количеству проверок почти совпадают, но степень нагрузки была рассчитана по-разному. Эксперты обратили внимание на то, что в одних субъектах при расчете нагрузки число проверок делят на всех сотрудников, в других – только на тех, кто непосредственно занимается надзором.
«От качества работы государственного жилищного надзора во многом зависит безопасность жителей многоквартирных домов. Но даже на примере общественного мониторинга мы видим, насколько различаются стандарты работы в зависимости от региона. Нет единых подходов ни в вопросе кадрового наполнения ГЖИ, ни в формах отчетности о проделанной работе. В связи с этим мы просим Минстрой России изменить порядок расчета численности сотрудников инспекций в соответствии с нагрузкой, привести в единую форму данные о проведенных проверках и в целом призываем правительство РФ усовершенствовать работу системы контрольно-надзорных органов в стране», – резюмировала Калинина.