Источник: ОНФ
Активисты Общероссийского народного фронта провели в октябре опрос среди 256 управляющих компаний (УК) во всех регионах и выяснили, что более половины (почти 58%) из них сталкивались с незаконным давлением со стороны конкурентов: устными угрозами, подделкой протоколов собраний собственников, нападениями на сотрудников, необоснованными жалобами в государственную жилищную инспекцию (ГЖИ), публикацией заказных материалов, административным давлением. В конечном итоге страдают жители, которые не могут получить качественные жилищно-коммунальные услуги. Представители ОНФ считают, что ситуацию можно было бы исправить, введя прямые расчеты собственников с поставщиками ресурсов, что позволило бы сократить количество недобросовестных компаний на рынке ЖКХ.
Один из самых популярных способов борьбы с конкурентами на рынке ЖКХ – административное давление на управляющие компании со стороны муниципалитетов. С этим, как показал опрос, сталкивались 40% УК. Например, в одном из регионов рассказали о незаконных проверках, инициированных администрацией муниципалитета, которые шесть раз отменялись решением суда, а потом вновь назначались. В другом регионе администрация города два года не повышала тарифы, обосновывая это подписанным ранее договором, а затем в одностороннем порядке разорвала договор с УК и заключила с другой – с повышенными в два раза тарифами.
В Новосибирске эксперты отметили тенденцию к монополизации рынка управления многоквартирными домами: крупнейшая управляющая организация за полгода увеличила площади обслуживания с 3 млн до 9 млн кв. м жилья. Представитель регионального штаба Народного фронта в Новосибирской области, эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Сергей Аверьяскин рассказал, что холдинг создал собственную ассоциацию, которая осуществляет общественный контроль работы компаний-конкурентов и пишет на них жалобы. Параллельно собственникам управляющих организаций поступают предложения войти в холдинг.
«Госжилинспекция может принимать заявления о выявленных нарушениях не только от собственника многоквартирного дома, но и от любого гражданина. Этим и пользуются недобросовестные конкуренты, которые пишут огромное количество жалоб и с помощью ГЖИ банкротят небольшие управляющие компании, выписывая им штрафы. Инспектор госжилинспекции по своему усмотрению накладывает штраф или выписывает предписание об устранении нарушения. После поступления жалоб со стороны небольших управляющих организаций мы провели несколько тестов: направили в ГЖИ такую же жалобу на нарушения в домах, обслуживаемых холдингом. В итоге на дом небольшой управляющей компании, на которую жаловались из ассоциации холдинга, инспектор ГЖИ вышел с внеплановой проверкой на следующий день, а на нашу жалобу так и не отреагировали, проверка до сих пор не проведена. Таких фактов становится больше с каждым днем, что указывает на то, что это не простое совпадение», – отметил Аверьяскин.
По его словам, в том числе и такими инструментами холдинг вынуждает небольшие коммунальные предприятия уходить с рынка ЖКХ. В качестве решения проблемы он предложил повысить ответственность госжилинспекции за незаконное или ошибочное наложение взысканий на компанию, что поможет предотвратить использование контрольно-надзорного органа в недобросовестной конкуренции.
Как отметили эксперты ОНФ, некоторые организации не пренебрегают никакими средствами для того, чтобы вынудить небольшие УК уйти с рынка ЖКХ. Например, в Екатеринбурге одна управляющая организация с конца 2015 г. получала угрозы физической расправы в адрес своих сотрудников. Также поджигались автомобили, принадлежащие УК, портилось общедомовое имущество управляемых домов.
Эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Илья Сотонин заявил, что такая ситуация на рынке управляющих компаний сложилась потому, что отдельные управляющие организации привыкли считать многоквартирные дома своими и не готовы к честной конкуренции путем повышения качества услуг, применения новых технологий, разъяснительной работы с собственниками. По его мнению, незаконными приемами пользуются те организации, которые своей целью считают получение денег с жильцов с минимизацией затрат на выполнение работ. Данные средства недобросовестные организации принимают за некое подобие депозитов, по которым нет необходимости платить проценты: можно собрать средства и передать их поставщикам с большой задержкой или вообще не передавать.
Он отметил, что введение прямых расчетов за ресурсы очистит рынок ЖКХ от недобросовестных компаний, которые просто не смогут работать по прозрачным схемам.
«Добросовестные управляющие организации должны иметь механизм защиты от незаконных действий конкурентов, иначе жильцы не будут иметь возможность получать качественные услуги. Решением может стать принятие закона, согласно которому жители будут платить за тепло, воду, электричество и газ напрямую поставщикам. Тогда рынок жилищно-коммунальных услуг перестанет быть привлекательным для компаний, стремящихся лишь собрать средства без предоставления качественных услуг, поскольку маржа будет невысокой», – пояснил Сотонин.