НОВОСТИ ЖКХ

МЧС России ответило на актуальные вопросы пожарной безопасности в ЖКХ

Опубликованы материалы МЧС России в сфере госпожнадзора, которые содержат доклады по правоприменительной практике, а также доклады с руководством по соблюдению обязательных требований в этой сфере, отнесенным к компетенции МЧС России.

 

В частности, МЧС России ответило на вопросы правоприменения законодательства в области пожарной безопасности, которые являются актуальными для сферы ЖКХ:

 

N п/п

Содержание вопроса

Содержание ответа

6.

Как и с какой периодичностью проверяются товарищества собственников жилья и чем это регламентировано?

Товарищества собственников жилья являются некоммерческими организациями, не осуществляют предпринимательскую деятельность и в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не относятся к предпринимательской деятельности.

С учетом изложенного, организация и проведение проверок в отношении таких товариществ осуществляется в порядке статей 9 и 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на общих основаниях.

При этом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" проведение плановых проверок многоквартирных жилых домов осуществляется не чаще чем один раз в 7 лет (высотой 28 метров и более) и 10 лет (высотой до 28 метров).


14.

Составление акта проверки в один день с протоколом об административном правонарушении

Общераспространенным мнением органов судебной власти является, что ни Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ни Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не устанавливают такого требования, что протокол об административном правонарушении не может быть составлен в один день с актом проверки. Это не является нарушением Федерального закона N 294-ФЗ. Тот факт, что протокол об административном правонарушении составлен до того, как лицо ознакомилось с актом проверки и смогло представить возражения на акт проверки, не может быть основанием для признания действий административного органа незаконными, если имелись достаточные основания для возбуждения дела об административном правонарушении.


18.

Определение ответственности руководителя организации и сотрудника, ответственного за пожарную безопасность.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена ст. 20.4 КоАП РФ. При этом наказанию могут быть подвергнуты как должностные лица, так и юридическое лицо, что, как известно, в разы увеличивает сумму штрафа. Руководитель учреждения и сотрудник, ответственный за пожарную безопасность, признаются должностными лицами организации. В силу ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Таким образом, пожарный инспектор может привлечь к ответственности как руководителя учреждения, так и сотрудника, ответственного за пожарную безопасность, или обоих сразу. Чаще всего административное наказание назначают руководителю организации, поскольку сотрудник, ответственный за пожарную безопасность, не всегда может самостоятельно выполнить требования закона. Например, он не может установить автоматическую пожарную сигнализацию, если руководитель не выделяет на это деньги. Вместе с тем не стоит забывать, что назначение административного наказания должностному лицу не освобождает от ответственности юридическое - и наоборот. То есть может сложиться ситуация, когда и сотрудник, ответственный за пожарную безопасность, и руководитель, и юридическое лицо будут одновременно привлечены к административной ответственности.


26.

Малозначительность

Товарищество собственников жилья (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности о привлечении Товарищества к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

1) не установлена противопожарная дверь с нормируемым пределом огнестойкости в пожароопасном помещении - электрощитовой;

2) пожарные краны не укомплектованы рукавами и стволами;

3) допускается эксплуатация электропроводов с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;

4) в пожарных кранах не предусмотрены отверстия для проветривания, приспособления для их опломбирования;

5) дверки шкафов пожарных не имеют прозрачную вставку, позволяющую проводить визуальную проверку наличия комплектующих изделий без снятия пломбы;

6) на внешних сторонах стенок пожарных шкафов отсутствуют надписи номеров вызова пожарной охраны;

7) допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;

8) не выполнена система оповещения людей при пожаре второго типа.

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки, что послужило основанием для составления должностным лицом Отдела надзорной деятельности трех протоколов в отношении Товарищества по признакам правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, по рассмотрению которых вынесено постановление о привлечении Товарищества к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 150 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Товарищество обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Факт нарушения Товариществом требований пожарной безопасности судами установлен и материалами дела подтвержден.

Оценив представленные доказательства, конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что в данном случае совершенное Товариществом деяние не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, поэтому расценили его в качестве малозначительного.

Наряду с этим, этим же судом отказано в признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ за несоблюдение требований пожарной безопасности. По мнению заявителя, административный орган помимо внеплановой проверки провел плановую проверку, установил нарушения, не относящиеся к ранее выданному предписанию, и выявил повторные нарушения. Выводы о наличии события административного правонарушения и вины Общества в его совершении не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Административным органом допущены процессуальные нарушения при рассмотрении дела об административном правонарушении. Как следует из материалов дела, была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, предъявляемых к системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях. Нарушение Обществом требований пожарной безопасности судами установлено, подтверждено материалами дела.

Суд принял во внимание характер и количество нарушений пожарной безопасности, создающих реальную угрозу причинения вреда в случае возникновения пожара, вследствие чего отказал в признании правонарушения малозначительным, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

С учетом изложенного, общественная опасность (значительность) противоправного деяния выражается в способности деяния дезорганизовать упорядоченность охраняемых общественных отношений или создать угрозу наступления вреда иным (дополнительным) объектам правовой охраны, таким как жизнь, здоровье населения, права и законные интересы граждан, субъектов предпринимательской деятельности. При этом степень такой опасности различна и зависит от характера деяния: продолжительности, количества нарушений, способности негативного воздействия на объекты правовой охраны. Из сравнения вышеприведенных решений одного и того же суда следует вывод о том, что при фиксации административных правонарушений следует больше уделять внимание значительным (с высокой степенью общественной опасности) противоправным деяниям.