Источник: ОНФ
Представители территориальных общественных самоуправлений (ТОС) готовы не только согласовывать проекты по благоустройству городских территорий, но и лично участвовать в работе по приведению дворов в порядок. Об этом в ходе опроса ОНФ сообщили 62% респондентов, представляющих ТОСы. Но местные власти в большинстве муниципалитетов до сих пор не наладили прямую связь с жителями через общественное самоуправление. Нужно обязать чиновников согласовывать с ТОСами вопросы благоустройства, тогда будет достигнут реальный, а не «бумажный» учет мнения граждан, считают эксперты Народного фронта.
«Именно такой общественный институт, как территориальное общественное самоуправление, может обеспечить максимально полный учет мнений граждан при благоустройстве дворов и парков. Ведь люди объединяются в ТОСы для решения, в первую очередь, таких вопросов, как общими усилиями сделать прилегающую к домам территорию максимально удобной», – считает координатор Центра ОНФ по мониторингу благоустройства городской среды в Новосибирской области Сергей Аверьяскин.
Чтобы выяснить, насколько сейчас ТОСы вовлечены в обсуждение и реализацию региональных программ по благоустройству, эксперты рабочей группы ОНФ «Общество и власть – прямой диалог» совместно со Всероссийским советом по местному самоуправлению провели опрос активистов ТОС и инициативных граждан во всех 85 регионах. В феврале они опросили представителей 290 организаций, которые охватывают территории с населением около 195 тыс. человек.
Опрос показал, что в целом активистам территориальных общественных самоуправлений известно о программе «Формирование комфортной городской среды» – 82,5% респондентов знают о ней в той или иной мере. Еще 13% что-то слышали о проекте. И лишь немногим участникам опроса (4,5%) об этом проекте Минстроя России ничего неизвестно.
Но реальное участие в программе принимает лишь половина опрошенных – 50,3%. То есть для остальных или не созданы условия, или людям не разъяснили, как именно они могут поучаствовать в проекте. Так, треть опрошенных (33%) сообщили, что не знали о возможности подавать предложения по благоустройству.
При этом решающую роль в таком информировании, судя по опросу, играют именно муниципальные органы власти: 49% респондентов узнали о проекте прежде всего от них (остальные – из СМИ, соцсетей, интернета или от знакомых).
В этой ситуации ТОСы могли бы стать эффективными помощниками местной власти – доводить важную информацию до населения, организовывать местных жителей на участие в проекте благоустройства.
Но муниципалитеты в большинстве случаев не привлекают территориальные общественные самоуправления к решению серьезных вопросов. Хотя законодательство предусматривает передачу части полномочий ТОСам и выделение им на это субвенций, отмечают эксперты.
«Реальность пока заметно расходится с поставленной президентом РФ задачей максимально учитывать мнение граждан. К примеру, во всех муниципалитетах Новосибирской области были созданы муниципальные общественные комиссии по реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». Но наполняются они по большей части чиновниками, а не общественностью. В Новосибирске в МОКах заседают 67% чиновников, в городе Обь – 88%. При этом в областном центре есть множество работающих ТОСов, которые могли бы представлять мнение десятков тысяч горожан», – рассказал Сергей Аверьяскин.
Эта ситуация типична не только для Новосибирска. Например, во Владимире в местной общественной комиссии сидят преимущественно чиновники из профильных ведомств и депутаты. При этом чиновники в дворовом благоустройстве отдают приоритет более дешевым работам, так как это позволяет отразить в итоговой отчетности большее число благоустроенных территорий. Депутаты же заинтересованы в благоустройстве территорий по своим избирательным участкам, чтобы затем в выгодном свете отчитаться перед избирателями.
Почти все участники опроса ОНФ (94%) согласились с утверждением, что в муниципальные общественные комиссии должны входить активисты, делегаты или председатели ТОСов. Но при этом 50,4% респондентов отметили, что в их округах такие комиссии или до сих пор не созданы, или им неизвестно об участии в них представителей территориальных общественных самоуправлений. При этом 62% респондентов сообщили, что готовы не только заседать в общественных комиссиях и доносить до местных жителей информацию о проекте, но и лично участвовать в работе по приведению дворов в порядок.
«Чтобы эффективно вовлечь в принятие решений по благоустройству ТОСы, местная власть должна принять политическое решение и передать им наконец часть полномочий местного значения. Нужно прописать обязательный порядок согласования с ТОСами вопросов благоустройства – тогда будет достигнут реальный, а не «бумажный» учет мнения граждан», – уверен Сергей Аверьяскин.