НОВОСТИ ЖКХ

Топливо для нужд ЖКХ под пристальным вниманием ФАС России

Источник: ФАС

 

В преддверии отопительного сезона в ФАС России стали поступать жалобы предприятий ЖКХ на действия поставщиков угля, мазута по необоснованному увеличению цен на топливо, навязыванию условий договоров на поставку топлива, отказов от заключения договоров на взаимовыгодных условиях.


ФАС России осуществляет антимонопольный контроль и тарифное регулирование на услуги ЖКХ. С момента начала регулирования тарифов на услугу естественных монополий ФАС России принимает к расчету по затратам только экономически обоснованные затраты субъектов естественных монополий, пристальное внимание уделяется всем составляющим тарифа. Субъекты естественных монополий оптимизируют свои затраты, поэтому любое необоснованное изменение составляющих тарифа недопустимо.


Предприятия ЖКХ наиболее чувствительны к изменению условий по поставкам топлива, поскольку затраты на топливо влияют на тариф для населения.


По обращению теплоснабжающей организации г. Воркута ФАС России выдала предупреждение АО «Воркутауголь» о необходимости заключения с данной организацией договоров на поставку угля каменного на взаимовыгодных условиях, в том числе в части определения сроков оплаты поставок угля, формулы базовой цены угля без учета транспортных расходов, базовой цены на уголь без учета транспортных расходов1.


ФАС России обращает особое внимание поставщиков топлива для нужд ЖКХ на недопустимость необоснованного изменения договорных условий, в том числе изменения цены на топливо, навязывания договорных условий на поставку топлива для нужд ЖКХ. Указанные действия противоречат требованиям Закона о защите конкуренции.


ФАС России будет пристально следить за ситуацией на рынке и применять меры антимонопольного регулирования.


Справочно:

1. Указанные действия АО «Воркутауголь» имеют признаки нарушения пункта 3 часть 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции.


 

2. Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):



1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;


2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

 

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

 

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

 

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

 

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

 

8) создание дискриминационных условий;

 

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

 

3. Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ установлено, что совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, -


влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.