ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 29 апреля 2019 г. N 02/6111-2019-27
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ ОТХОДОВ
ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
Федеральными законами от 28.12.2016 N 486-ФЗ и от 31.12.2017 N 503-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", вступившие в силу 01.01.2019, предусматривающие в том числе, что обращение с отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, а также наделение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в том числе раздельному, утверждению порядка раздельного накопления ГКО.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под раздельным накоплением понимается накопление группы однородных отходов, классифицированных по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме).
К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесена разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в порядке, а также разработка и утверждение порядка накопления (в том числе раздельного) ТКО.
СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории населенных мест", определяющий общие требования к сбору ТКО в местах (площадках) их накопления, санитарно-эпидемиологических требований к условиям накопления и периодичности вывоза отходов, собранных раздельно, не устанавливает.
Учитывая, что система раздельного сбора ТКО находится в стадии формирования, необходимые подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие указанную сферу, в настоящее время в стадии разработки, Роспотребнадзор, проанализировав практику субъектов Российской Федерации, организовавших раздельный сбор ТКО, а также имеющийся международный опыт, разъясняет.
При проведении санитарно-эпидемиологической оценки мест (площадок) накопления ТКО необходимо учитывать группы раздельно собираемых отходов, а также факторы, влияющие на эпидемиологические и гигиенические риски, связанные с соответствующей группой отходов. Соответственно, периодичность вывоза раздельно собранных отходов может устанавливаться по каждой группе отходов.
В г.Ростове-на-Дону в ряде районов в течение двух лет организован раздельный сбор отходов из пластика, вывоз которых осуществляется по мере накопления отходов, но не реже одного раза в неделю, либо по заявке управляющей компании и граждан.
На территории Московской области в отдельных городских округах для раздельного сбора отходов используется два вида контейнеров (для несортированных ТКО и сортированных - для сбора картона, пластика, стекла). Вывоз сортированных отходов осуществляется 2 раза в неделю.
Для раздельного сбора пластика в Тверской области на контейнерных площадках установлены емкости (евроконтейнеры - сетки) с кратностью вывоза 2 - 3 раза в неделю.
В целом практика раздельного сбора отходов в субъектах Российской Федерации свидетельствует о целесообразности их вывоза, за исключением отходов, содержащих остатки пищи, по мере накопления, но не реже 1 раза в 7 дней.
Обращаем внимание на необходимость организации информирования населения о важности рационального обращения с отходами в целях предотвращения неблагоприятного воздействия на среду обитания человека, а также о формировании культуры их раздельного сбора, в том числе для предотвращения возникновения эпидемиологических и гигиенических рисков.
Одновременно информируем, что Роспотребнадзором подготовлен проект постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7-19 "Санитарно-эпидемиологические требования содержанию территорий городских и сельских поселений", предусматривающий особенности периодичности вывоза ТКО из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, а также с территорий Арктической зоны, с учетом региональных экономико-географических и климатических особенностей, который проходит необходимую процедуру для его утверждения.
Прошу руководствоваться настоящими разъяснениями при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, а также довести их до сведения заинтересованных лиц.
Руководитель
А.Ю.ПОПОВА