МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 21 июня 2019 г. № ЕД-4-20/12093@
О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РАСЧЕТОВ В СФЕРЕ ЖКХ
Федеральная налоговая служба в связи с поступающими вопросами о правилах применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) при осуществлении расчетов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) и в целях методологического обеспечения работы налоговых органов в части осуществления контроля за соблюдением требований к ККТ сообщает следующее.
В соответствии с абзацем первым пункта 5.10 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации") организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов (за исключением расчетов наличными деньгами, а также расчетов с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия клиента с пользователем) при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги (за исключением субъектов, поименованных в абзаце втором пункта 13 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ) обязаны применять ККТ в течение 5 рабочих дней со дня поступления денежных средств на расчетный счет.
Согласно приказу ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию" предусмотрены правила указания в кассовом чеке реквизита "признак способа расчета" (тег 1214) (таблица 28).
Таким образом, пользователь в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при поступлении денежных средств на свой расчетный счет в срок, не превышающий пяти рабочих дней, обязан применить ККТ, сформировав кассовый чек с указанием соответствующего признака способа расчета, например, "ПРЕДОПЛАТА 100%", "ПОЛНЫЙ РАСЧЕТ" и т.д., либо в случае, если идентификация платежа за товары, работы или услуги по истечение указанного срока не осуществлена пользователем, - "АВАНС".
В случае применения ККТ пользователем с оформлением кассового чека с признаком способа расчета "АВАНС", "ПРЕДОПЛАТА" или "ПРЕДОПЛАТА 100%", в силу абзаца первого пункта 2.1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ такие пользователи вправе при осуществлении расчетов в виде зачета предварительной оплаты и (или) авансов сформировать один кассовый чек, содержащий сведения о всех таких расчетах, совершенных за расчетный период, не превышающий календарного месяца (но не позднее десяти календарных дней, следующих за днем окончания расчетного периода), без выдачи (направления) кассового чека клиенту.
Вместе с тем, согласно абзацу второму пункта 5.10 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ пользователь при осуществлении расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги выдает (направляет) кассовый чек клиенту исключительно по письменному запросу последнего. При отсутствии указанного запроса по истечение 3 месяцев с даты расчета обязанность пользователя по выдаче (направлению) кассового чека считается исполненной.
Федеральная налоговая служба информирует, что в целях Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ под категорией "коммунальные услуги" следует понимать широкий спектр услуг, оказываемых в сфере ЖКХ: водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение, снабжение электрической энергией, вывоз ТБО и др.
Обращается внимание, что в рамках расчетов в сфере ЖКХ перерасчеты, производимые пользователем, в результате которых не осуществляется внесение денежных средств потребителем, не требуют применения ККТ и оформления кассового чека.
Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ