Источник: АТОР
Госдума приняла в первом чтении законопроект об эксперименте по легализации гостевых домов в России. Если законопроект будет принят во всех чтениях в нынешнем виде, то решение о легализации примут не более 5% всех существующих гостевых домов, считают эксперты.
Напомним, что сам законопроект о гостевых домах менялся неоднократно.
Недавно последняя версия документа была принята Госдумой в первом чтении.
Дата второго чтения пока не определена, в течение 30 дней в проект могут быть внесены поправки. Эксперты считают, что и эту версию надо будет переписывать – в нынешнем виде законопроект будет неэффективным.
В законе указано, что эксперимент по легализации гостевых домов продлится с 1 января 2024 г. по 31 декабря 2026 г. и пройдет только в трех субъектах РФ: в Республике Крым, Краснодарском крае, городе федерального значения Севастополе.
Отметим, что на Юге России гостевых домов и больше всего: они могут составлять от четверти до трети номерного фонда.
Предполагается, что у гостевых домов будет свой реестр.
Для этого они должны соответствовать ряду требований.
Так, общая площадь гостевого дома должна быть не больше 1000 кв. м, а количество номеров – не более 15.
Гостевой дом должен быть поставлен на государственный кадастровый учет, а размещаться он должен на земельном участке с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства (ИЖС).
При этом гостевой дом должен быть классифицирован и соответствовать категории «без звезд», а также внесен в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей.
ДЛЯ ВЫХОДА ИЗ «ТЕНИ» НЕ ПРЕДЛОЖЕНО МОТИВАЦИИ
«Исходя из текста законопроекта, непонятно, что является целью эксперимента. В законопроекте не прописана масса деталей, многие требования являются чрезмерными для гостевых домов. Самое главное, что законопроект фактически не дает какой-либо мотивации гостевым домам выходить «из тени». Здесь нет «пряника», а в качестве «кнута используется… мера о невозможности размещать рекламу на агрегаторах. При этом в российском туристическом законодательстве нет такого понятия как «агрегатор», – говорит Сергей Ромашкин, вице-президент АТОР по внутреннему туризму, генеральный директор туроператора «Дельфин».
Если текст законопроекта не изменится, то легализоваться могут не более 5% существующих на Юге России гостевых домов.
«Это те, кому закон напомнил, что они работают «в серую», и вот появился доступный инструмент легализоваться.
Но абсолютному большинству вступление в реестр гостевых домов будет неинтересно, т.к. это повлечет за собой больше сложностей, чем преимуществ», – считает эксперт.
Алексей Высоканов, руководитель отельных сетей «Ателика» и «Дивный Мир», говорит, что возможность легализации у гостевых домов есть и сейчас. Но их останавливает, прежде всего, то, что тогда расходы на содержание гостевого дома со статусом гостиницы сильно возрастут, и собственник потеряет конкурентное преимущество в виде более низкой, чем в гостинице цены.
«Гостевые дома не переводятся в легальный статус по действующему закону потому, что тогда им придется дороже платить за коммунальные услуги, вывоз мусора, возрастут суммы налогов на недвижимость и землю», – говорит эксперт.
Про этот момент разработчики законопроекта забыли, приравнивая гостевой дом к отелю.
ГОСТЕВОЙ ДОМ НЕ РАВНО ГОСТИНИЦА
Одной из главных ошибок законопроекта все эксперты называют фактическое приравнивание гостевого дома к гостинице.
В законопроекте говорится о необходимости пройти классификацию, войти в единый перечень.
«Законопроект предлагает оказывать гостиничные услуги в жилых домах. При том, что совсем недавно федеральный закон № 59 «О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации» прямо запретил оказывать гостиничные услуги в жилых помещениях. Такое несоответствие говорит о том, что при подготовке текста просто не было проведено никакого анализа этой темы», – говорит Валентина Марнопольская, руководитель представительства Гостинично-Туристской Ассоциации в Республике Крым.
К гостевым домам нельзя предъявлять требования, аналогичные тем, которым должны соответствовать гостиницы. Даже гостиницы без звезд.
«Мы однозначно поддерживаем создание реестра гостевых домов. И его – достаточно. А классификация гостевых домов на данном этапе – это лишние препоны и затраты для собственников», – считает Валентина Марнопольская.
Сергей Ромашкин из АТОР напоминает, что абсолютное большинство гостевых домов строились как жилые помещения.
А это значит, что они изначально могут не пройти по многим требованиям для классифицированных гостиниц: площадь номеров, пожарная безопасность и т. д.
«Сейчас деятельность этих объектов для размещения на практике ничем не регулируется. Плюсом данного законопроекта является привлечение внимания к данному вопросу. Вместе с тем, считаем, что вопрос требует более глубокой проработки как в части сертификации услуг, оказываемых в таких жилых домах и защиты прав потребителей, так и в части защиты прав граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, соседствующих с такими жилыми домами. Поэтому на данном этапе преждевременно приравнивать гостевые дома к гостиницам, прежде всего, потому что гостиницы (отели) сертифицированы и имеют определенные стандарты, классификации, категорию звездности и т. д.», – считает и Александр Биба, президент одного из крупнейших российских гостиничных холдингов – Cosmos Hotel Group.
По его мнению, необходимо на государственном уровне проработать отдельную программу сертификации, для того чтобы владельцы гостевых домов платили налоги – это выведет подобные объекты из теневого сектора.
ОШИБКИ, ЛИШНИЕ ТРЕБОВАНИЯ, НЕПРОПИСАННЫЕ САНКЦИИ
Почти все указанные в законопроекте требования для вступления в реестр гостевых домов следует дорабатывать, говорят опрошенные эксперты.
«Гостевой дом в законопроекте – это дом, расположенный на земле, предназначенной только для индивидуального жилищного строительства. При этом в Земельном кодексе предусмотрено порядка пяти-шести видов земель, на которых может располагаться жилой дом. Это, например, рекреация, СНТ, земли культурного наследия и т. д. Зависимость статуса гостевого дома от статуса земли – очень серьезная ошибка законопроекта», – говорит Валентина Марнопольская.
Еще одно важное упущение – в законе фактически нет санкций за работу гостевых домов без включения в соответствующий реестр.
«Мы предлагали вводить ответственность обеих сторон – гостевого дома и интернет-ресурса, на котором собственник хочет разместить свою рекламу. Собственник, обращаясь для рекламы на любой интернет-ресурс, мог бы предъявить соответствующую маркировку, что будет свидетельствовать о его законном статусе. Если такой маркировки (номер в реестре, например) нет, то интернет-ресурс отказывает в размещении рекламы», – говорит Валентина Марнопольская. Но этого в законопроекте пока нет.
Наконец, множество вопросов у участников рынка и к самому реестру гостевых домов, указанному в законопроекте.
«Наличие реестра мы очень приветствуем, но в законе не прописан ни алгоритм его ведения, ни его цели. По нашему мнению, схема должна быть такая – собственник информирует местную администрацию о том, что он планирует работать как гостевой дом. Администрация эти сведения обрабатывает и вносит их в реестр, который ведет орган власти в сфере туризма субъекта федерации. Затем все сведения формируются в единый федеральный реестр. Тогда все органы в области туризма будут знать, кто работает на их территории», - считает Валентина Марнопольская.
До тех пор, пока все эти положения не будут проработаны, масштабной легализации гостевых домов в России не произойдет, говорят эксперты туротрасли.
Анна Бирюкова